Вход Зарегистрироваться
Танец с драконами – обзор Dragon Age: Inquisition
2
1
0

Вы наверное шутите, мистер Мейер


Sergeewitch Sergeewitch
1501
0
0

Уровни сложности

В Civilization V есть несколько уровней сложности, и «принц» - нормальный, средний уровень. Ниже его — развлекуха на вечерок, а выше — тьма внешняя и скрежет зубовный, ибо там и без того хитрожопый ИИ получает дополнительные бонусы, не доступные игроку. Стоит ли говорить, что прохождение «Цивилизации» на харде — самое тяжелое занятие за всю историю игр, Dark Souls от стратегий, для сильных духом и умом людей, готовых ради одной победы стерпеть сотню поражений, не считая проведенного за компьютером времени. Зато какая это будет победа! Я так и не опробовал игру на тяжелом уровне, жалея нервы и время, но не стоит думать, что нормальная сложность приносит триумф на блюдечке с голубой каемочкой. Повозиться тоже придется.

Кстати, о победе. Есть 4 способа одолеть ИИ: военная победа, дипломатическая, научная и культурная. Существует еще один способ — к 2050 году опередить соперников по общему зачету (количеству очков цивилизации, выдаваемых за города, население, науку, чудеса и прочее), однако на нормальной сложности вряд ли получится пройти этот путь до конца.

Для военного финала надо захватить столицы всех государств под управлением ИИ (не обязательно захватывая земли противников полностью). Стало быть, из лидеров лучше всего подойдут те, бонусы которых связаны с военными юнитами. Например, Бисмарк с его скидкой в военторге, дешевыми ландскнехтами и танками. Дипломатическую победу приносит большинство голосов на выборах в ООН. Задача как раз для Александра Македонского с прокачанным «Меценатством» и городами-государствами в друзьях. Научная победа сводится к запуску космического корабля — это самый долгий, но не самый сложный путь, который я прошел, играя русскими с Екатериной Великой во главе. И, наконец, культура. На нормальной сложности культурная победа представляет собой трудную цель, и вот почему.

Наполеон в пролете

Интуитивно для культурной победы хотелось выбрать Наполеона — у него +2 очка культуры от каждого города за ход (до изобретения паровой тяги). И потом, мушкетеры с иностранным легионом — тоже неплохой подгон. Проблема в том, что необходимо при культурном росте заботиться и о росте территорий. +2 очка от каждого города - хорошо, но всего городов-то сколько? Сколько их можно построить на том клочке земли, который нам дал великий и могучий Рандом? Правильно — немного. Поэтому война превращается в необходимость. Даже если не нападать на соседей, они развяжут конфликт сами, заметив подозрительную градостроительную активность рядом со своими границами. Как пить дать нападут. Но вот в чем проблема: до открытия пороха Наполеон лишен уникальных юнитов, поэтому фактически он будет слабей своих соседей — того же Бисмарка с ландскнехтами или Чингисхана с его непобедимой конницей. А после открытия огнестрельных юнитов бывает поздно начинать крупномасштабные войны, так как населенные пункты уже неплохо укреплены, противники дружат с военными городами-государствами, поставляющими им точно таких же огнестрельных юнитов, каких наконец-то наштамповал себе император Франции. Да и паровая тяга маячит на горизонте, приближая неминуемое аннулирование наполеоновского бонуса. В общем, после двух или трех неудачных попыток я понял, что делаю ошибку, ставя на Наполеона в культурной гонке. Нужен был другой лидер.

Да тебе другие мозги нужны, скажет кто-то. Хм... Как бы там ни было, выбор пал на Монтесуму, вождя ацтеков. Кстати, правильно говорить «астеки», но первая литература на эту тему в России была на немецком языке, и там в этнониме использовалась буква z, которую транскрибировали как «ц». Ладно, это не важно. Важно то, что Монтесума получает очки культуры за каждого убитого вражеского юнита. Кроме того, со старта имеет начальным юнитом воинов-ягуаров, обладающих сравнительно высокими боевыми характеристиками и проходимостью разведчиков. Стало быть, порхают как бабочки, жалят как пчелы.

793b9e4.jpgАцтекские аркебузиры у стен индийской столицы

С Монтесумой я получил нужную мне фору — она мне была просто необходима, ведь моим ближайшим соседом оказался Чингисхан.

ИИ такой ИИ

Отвлечемся на пару наблюдений и выводов, которые я сделал, проходя разные карты пятой «Цивилизации» за разных лидеров и на разных уровнях сложности. Цель искуственного интеллекта игры — одержать победу. Любой ценой. Не обольщайтесь дружбой с соседом — сегодня вы вернули ему отвоеванных у варваров рабочих (спасибо вам большое, отныне мы братья навеки), а завтра он нанесет удар в спину, если ему это будет выгодно. ИИ знает о вас все, вы же о нем — почти ничего. Он атакует в момент вашей слабости. И пока одна империя губит себя, с переменным успехом осаждая ваши города, другое государство на этом наживается. Все лидеры-оппоненты заодно, даже если они друг с другом воюют. Это факт. Напомню, задача ИИ победить: не важно какой страной и каким лидером. Компьютер уничтожит три цивилизации, завалив вас мясом, но четвертой даст мирное развитие и расширение границ, и поэтому четвертая вырвется в лидеры.

Второй важный нюанс связан с городами-государствами, главным отличием Civilization V от Civilization IV. Города-государства бывают трех типов: воинственные (поставляют союзнику военных юнитов), культурные (дают очки культуры) и приморские (неслабо поднимают настроение в дружественной империи, снабжая редкими ресурсами). Так вот, с городами-государтвами стоит либо дружить, либо воевать, полностью стирая их с лица Земли. Поддерживать нейтральные отношения себе дороже. Они, конечно, укреплены лучше прочих городов, но когда их расположение получит ваш противник, то вы с сожалением вспомните упущенную возможность захвата мелкого соседа. Однажды я воевал немцами против арабов. Гарун склонил на свою сторону все военные города-государства и вообще не тренировал армию, получая войска от союзников. А я дружил с парой приморских, но на войне с них толку, как с козла молока. В итоге практически весь немецкий госбюджет тратился на армию. Это было ужасно. Имея возможность экономить на войсках, арабы обогнали меня по очкам, выйдя из этой, казалось бы, «ничьи» победителями. Поэтому города-государства либо уничтожаются, либо становятся вашими друзьями. Третий путь спокоен до поры-до времени, но в один прекрасный момент ИИ использует возможность.

Следующее наблюдение — авторежимы. Никогда не используйте их для юнитов и городов. Отдавая управление чем-то в руки искуственного интеллекта, будьте готовы к тому, что компьютер начнет подыгрывать вашим противникам. Звучит странно (блин, в «Цивилизации» много странного — когда рыцари в доспехах разносят в пух и прах танки, например). Тем не менее, скажем, поставив на «автомат» рабочих, вы увидите, что они ринутся окучивать грядки вокруг города, что приведет к росту населения, а следовательно — недовольства. В итоге имеем голод и бунты, полный экономический упадок и слабость перед лицом неприятеля. Когда придут варвары, они без труда захватят работяг в плен (при ручном управлении и должной внимательности это случится вряд ли). Тех же рабочих лучше сразу направить на строительство дорог, шахт или добычу редких ресурсов. Тогда от них будет толк. С городами похожая история. Мало кто обращает внимание, но жизнь каждого города автоматизирована по умолчанию (выбирать можно лишь постройки). Зайдя в окно города, вы увидите вверху справа выбор приоритетов развития: можно сосредоточить население на добыче золота, очков культуры или науки, ускорить производство, увеличить либо остановить рождаемость. Не забывайте ставить галочку напротив нужного вам пункта. В погоне за культурной победой, я приоритет большинства городов поставил на добычу очков культуры. И не прогадал. Короче, минимум автоматизма = максимум пользы. Дело не в качестве ИИ, который не так уж плох, а в его мошеннических повадках. Пока рабочие врага будут «на автомате» рыть золотые шахты и связывать дорогой первые два города, ваши, на точно таком же «автомате» сделают так, что вы за всю партию не увидите «золотого века». Зато вдоволь насмотритесь на результаты перенаселения — голод и бунты. Разумеется, рост населения — не всегда плохо, но на пользу это идет при лишней дюжине очков настроения в запасе.

Индейцы против индийцев

Итак, на чем я остановился... Когда Чингисхан прискакал ко мне с требованием не закладывать города у его границ, он получил весьма грубый ответ и ускакал вынашивать планы мести. К этому моменту я был готов дать отпор, и, что самое важное, неплохо прокачал общественные институты (всегда начинаю с «воли», дающей бесплатно отряд рабочих и отряд поселенцев). Нужных для этого очков культуры у меня было предостаточно: со старта ИИ, по своему обыкновению, спамил варварами, а воины-ягуары превращали их тушки в сами знаете что. За варвара-лучника дается 4 очка культуры, за воина — 6. Причем, очки культуры начисляются Монтесуме не только за победы в сражениях. Даже обстреливая врага из городов, ацтеки получат свое. По части науки все было тоже неплохо: я провернул самую простую связку (гончарное ремесло — письменность) и возвел Великую Библиотеку, открывшую, кто не знает, халявную технологию. Из чудес мне не хватало Стены и Оракула, но к началу войны с Монголией мне повезло построить их раньше, чем это сделали враги. Остальное оказалось делом техники.

Чингисхан, имея численный перевес, потребовал с меня дань. Согласись я на его условия, партия была бы заведомо проиграна. Монголы осадили мою столицу, Теночтитлан, выжгли посевы ячменя и анаши. Однако благодаря Стене они увязли в этой атаке, и я без труда (но с основательностью) снял осаду, выставив против монгольской конницы пикинеров. Перейдя в контрнаступление, я осадил монгольский город на границе наших империй. Теперь Чингисхан не требовал с меня дани, а наоборот — посулил за 10 ходов перемирия щедрые подарки. Здесь есть еще одна тонкость Civilization V: когда противник пытается откупиться, это верный признак того, что его можно (и нужно) победить. Не соглашайтесь ни в коем случае принимать подачки. Лучше развить наступление и сплясать на костях врагов. Одолеть монголов было просто: я со старта прижал их своими городами (что и послужило причиной войны), поэтому после трех успешных осад Чингисхан приказал долго жить. Но за время монгольско-ацтекской распри успели окрепнуть индийцы под предводительством Ганди. Это был противник посложней.

Вы уже заметили, что, описывая путь к культурной победе, я все время рассказываю о войне? Причина проста: очки культуры Монтесуме приносят трупы вражеских солдат. Не до открытия паровой тяги (как города у Наполеона), а вообще до конца игры. Ганди сопротивлялся дольше Чингисхана, но мне помогли открытие пороха и полдюжины аркебузиров. В какой-то момент со стороны индийцев тоже последовали посулы, но я был неумолим. Во всех захваченных городах я, в первую очередь, строил суды (дабы снизить недовольство оккупацией), а затем — здания, приносящие очки культуры. Опять же, никаких свобод оккупированным землям, не выбирайте разрушение или создание сателлита. Только аннексировав вражеский город, вы сможете строить там то, что нужно, а не то, что захочет построить ИИ.

Итог

После полного уничтожения империй монголов и индийцев в заднице Монтесумы оставлась еще одна заноза: города-государтства. И были еще два противника (США с Кореей), покорившие по одному своему соседу, однако тип карты выпал «континенты», и свой континент я «очистил», а плыть за море, надеясь на легкую победу при моем-то развитии технологий мореплавания, явно не стоило. Четыре города-государства находились по соседству: два военных, один приморский и один культурный. Оправившись от войны с Ганди, я захватил военные, подловив момент примерного совпадения уровня наших юнитов, а затем подкупил оставшиеся два, подписав с ними договоры о защите. Любо-дорого посмотреть.

США почти догнали меня по очкам, когда я полностью прокачал 5 общественных институтов (по 5 пунктов в каждом билде) и начал строительство проекта «Утопия». Победа пришлась на 80е годы 20го века. Эта борьба была сложной, на партию ушло восемь или девять часов. При хорошем росте культуры и техники, я практически забросил мореплавание. Так, булькало несолько рыболовецких суденышек да еще пара каботажных броненосцев стояла неподалеку от портов приписки. Все ресурсы были брошены на достижение культурной победы. А как бы вы поступили?

Любому человеку, пребывающему в трезвом уме и твердой памяти фраза «Монтесума на уровне сложности «принц» получил культурную победу, попутно завоевав Индию и Монголию» покажется бредом сивой кобылы. Любому, но только не поклоннику Civilization V от гениального Сида Мейера. Собственно, вышеозначенная культурная победа вождя ацтеков и послужила причиной этих строк. Я решил поделиться некоторыми тонкостями игры. Основ геймплея касаться не буду, и пишу для знакомых с темой хотя бы в первом приближении.

По дате По рейтингу
Комментарии 0
Нет результатов.
Тоже интересно
Активные пользователи
Обсуждаемые игры
Топ пользователей
Топ 20 игр