Вход Зарегистрироваться
Танец с драконами – обзор Dragon Age: Inquisition
2
1
0
Все будет Heavy Metal! 80-е годы

Все будет Heavy Metal! 80-е годы


PaulWeston PaulWeston
1738
+1
0

В августовском номере Heavy Metal за 1980 год в разделе «Вы нам писали» опубликовали любопытное письмо читателя, выдержка из которого ниже.

«Не за горами тот день, когда знаменитый слоган “Читать Heavy Metal лучше, чем накуриваться. Почти” утратит свою правдивость.

Кто, обкурившись, будет читать обзоры книг, фильмов, музыки и прочую чушь, которую вы с недавних пор публикуете в журнале?

Когда ты сидишь обдолбанный, ты просто втыкаешь в страницу десять минут. Не читаешь, а просто впитываешь в себя картинки и образы. Поэтому мне бы хотелось, чтобы Heavy Metal публиковал больше полностраничных изображений, как это делалось раньше. Печатайте больше Дрюиле.»

Так что же стряслось с журналом? А вот что: в восьмидесятые редакционная политика Heavy Metal изменилась. Реклама самокруток исчезла со страниц полностью. Стали публиковать не только комиксы, но и статьи на различные темы, включая рецензии на книги, фильмы, музыку, а также интервью со знаменитыми создателями комиксов, писателями и художниками. Не говоря уже о том, что обложки рисовали такие признанные мастера, как Гигер, Вальехо, Фразетта и Ройо. Повзрослел, в общем, журнал (к неудовольствию торчков).

56d4578.jpg

А что же комиксы? Тоже эволюционировали. Сюжеты стали более осмысленными и зрелыми (затрагивающими социальные, политические и культурные темы), диалоги и поступки персонажей – правдоподобными, а вот рисунки остались такими же шедевральными, как и были (правда, психоделии поубавилось). Да, картинки (ну не называть же их комиксами!) про монстров с тентаклями, пожирающих полураздетых девиц, никуда из Heavy Metal не делись, но их стало значительно меньше.

24916e1.jpg

В 80-е в журнале активно публиковались как признанные корифеи жанра (Мебиус, Дрюиле, Каза, Корбен), так и новички – европейские и американские художники (Сегреллес, Крепакс, Либераторе, Билал и т.д.).

Именно благодаря Heavy Metal комиксы для взрослых в Америке покинули душные подвалы андеграунда, став мэйнстримом. Даже такие гиганты, как DC Comics и Marvel, поняли, в какую сторону дует ветер, и стали в 80-х затрагивать серьезные темы («Хранители» А. Мура, «Бэтмен – Первый год» Миллера, например).

Словом, в восьмидесятые Heavy Metal вступил в золотой век развития. Тем не менее, я не советую читать все номера подряд – «наполнителя», комиксов-пустышек и рекламы, там тоже порядочно. Оптимальный вариант? Скачать понравившиеся серии, которые издавались отдельными книгами, благо есть даже любительский русский перевод некоторых из них.

Что почитать?

«Наемник» (The Mercenary; 1981, 1982)

Героическая сага от испанца Винсента Сегреллоса (художник и сценарист); живое подтверждение тому, что в 80-х в Heavy Metal публиковались самые красивые и навороченные (с художественной точки зрения) комиксы.

9962afb.jpg

Первым делом в The Mercenary замечаешь фантастически красивую графику, что не удивительно: нарисовано все масляными красками, причем с таким тщанием, что любую панель можно смело помещать в рамку и вешать на стену, как картину. Или даже как фотографию – детализация местами просто сумасшедшая.

5b67a5a.jpg

Альтернативное средневековье. Безымянный герой («зовите меня Наемником») путешествует по высокогорной стране, изолированной от всего мира, убивает чудовищ и спасает заложниц за нескромную плату. Мир чудесатый: вместо ездовых животных – крылатые ящеры, на которых удобно добираться от одного города в облаках к другому. Вместо магии – алхимия и продвинутые технологии: пороховые бомбы, пушки, подводные лодки и города-дирижабли. Есть даже местный аналог звезды Смерти – плавучая база, испепеляющая лазером все живое.

2191acc.jpg

The Mercenary – героическое фэнтези без изюминки, которому несть числа на страницах Heavy Metal. Обнаженка, кровища, глупые диалоги и damsel in distress как сюжетообразующий фактор. НО! В какой-то момент сюжет выходит из летаргической спячки и, закусив удила, стремительно несется вперед.

add6432.jpg

Наемник переносится на тысячу лет вперед и попадает на другую планету – Геос, цивилизация которой погибла от неизвестного катаклизма. Герой натягивает скафандр, летает на космолете и дает по рогам чертям.

7d3dedc.jpg

Черти? Да, самые обыкновенные, из параллельной реальности, все как один похожие на Дарта Мола из «Звездных войн» и – сюрприз-сюрприз – пуляющие из рук энергией. Черти мнят себя эллинами, поклоняются Зевсу и живут на другой части Геоса; биремы, дома с колоннами, храмы…

b15a76c.jpg44931ef.jpg

Дальше больше: повествование скачет между двумя планетами и между двумя временными периодами (XI и XXI век), в дело вступают майя, атланты, пришельцы и даже… узнаете сами, не хочу портить вам сюрприз. Словом, удивительная метаморфоза: серия The Mercenary задумывалась как героическое фэнтези, но спустя двадцать лет превратилась в эпическую сагу уровня «Звездных войн» (после 1982 года серия публиковалась отдельно).

«Инкаль» (Incal; 1982, 1984, 1990)

Трагикомическая космоопера с фантастически красивой графикой Мебиуса. Причудливый сплав социальной сатиры, метафизики и эзотерических мотивов с лихо закрученным повествованием. А все потому, что сценарий писал чилиец Алехандро Ходоровски – культовая фигура французской комикс-сцены; режиссер, писатель, духовный гуру.

6677f41.jpg

Кстати говоря, Ходоровски мог бы войти в историю как режиссер «Дюны». Для работы над фильмом он собрал супер-команду: Гигер (дизайн локаций), Мебиус (дизайн техники и персонажей), «Пинк Флойд» (догадайтесь сами) и Сальвадор Дали (планировался на роль императора). Увы, не срослось, и продюсер Де Лоурентис, разогнав всю команду, отдал «Дюну» Линчу, который благополучно профукал все полимеры.

ce0d3cf.jpg

События Incal разворачиваются в мрачном технократическом мире будущего, населенном не только людьми, но и инопланетными расами. Человечество погрязло в жестокости, разврате и подсело на наркотики. Правящая элита, аристократы, живут в атмосфере вечного праздника, а пролетарии, по доброй традиции антиутопий, вкалывают за гроши и гибнут почем зря.

f15c299.jpg

Чтобы плебс не роптал, ему дают зрелищ: телевидение в реальном времени транслирует убийства, мятежи и гибель целых планет. Вместо репортеров – гигантские человекоподобные роботы. А тех, кто не любит реалити-шоу, окучивают «опиумом для народа» техножрецы – религиозная каста.

55cd336.jpg

Джон Дифул, алкоголик, любитель продажных женщин и просто недотепистый частный сыщик, волею судеб втягивается в заговор вселенского масштаба. Герой комикса, точнее, антигерой, путешествует от одной планеты к другой, в поисках кристалла Инкаль – источника энергии чудовищной силы. Вокруг Дифула с завидным постоянством взрываются планеты, происходят государственные перевороты и революции, не говоря уже о банальных убийствах и шпионских интригах. Не повезло парню, чего уж.

b7a7424.jpg

Вселенная Incal получилась настолько интересной, что А. Ходоровски продолжил ее развивать в сериях графических романов «Метабароны» и «Техножрецы» (подробнее в следующей части ретроспективы).

Хорошенько подумайте, прежде чем качать Incal на русском языке: перевод осуществлялся по более позднему американскому изданию, в котором заново перекрасили все рисунки Мебиуса на компьютере. Отреставрировали, так сказать.

22cd0ed.jpgb52ebf5.jpg

Результат просто ужасен (не перевод, понятно, а сам комикс)! Цветовой баланс нарушен, изумительная, «дышащая» акварельная палитра сменилась уродливой пятикопеечной раскраской а-ля «ваш любимый современный американский комикс». Б-р-р! Так что Incal придется читать или на французском (издавался отдельно), или в Heavy Metal. Увы.

«Саламбо» (Salammbo; 1980, 1981)

Традиционное выступление Дрюиле в жанре «ужасно красиво, но нечитабельно». Это вольная интерпретация исторического романа Флобера «Саламбо», трагическая история любви дочери вельможи и наемника на фоне непрекращающихся войн. Правда, действие у Дрюиле перенесено в космические дали.

f487db8.jpg

Филипп Каса (1981)

На протяжении 1981 года публиковалась серия сюрреалистических миниатюр Филиппа Каса, в каждой из которых бородач в очках (надо полагать, Филипп Каса собственной персоной) попадает в комичные переделки.

da8108b.jpg

В одном выпуске он, сидя в своей квартире, проваливается на морское дно, бьется с кракеном и выныривает на необитаемом острове. В другом – его машина оживает и, хм, рожает ему маленький автомобильчик. В третьем – на его голове вырастают цветы и корнеплоды, и он пытается понять, что с этим делать. И т.д. и т.п. Работы Каса выделяются яркими цветами, юмором и стилизацией под шестидесятые.

«Валентина» (Valentina, 1980-1981; Valentina The Pirate, 1983-1984)

Культовая серия эротических миниатюр от итальянского художника Гвидо Крепакса про Валентину – темноволосую эксгибиционистку из Милана. Комиксы отличаются предельно фантасмагорическими, кафкианскими сюжетами. Брюнетка путешествует по разным мирам и планетам, встречаясь на своем пути с фашистами, космонавтами, пришельцами, казаками царской России и даже с историческими персонажами вроде Троцкого и Ленина.

4cc10a8.jpg

А в серии «Валентина-пират» героиня, надев броне-бикини и оседлав летающего коня по имени Потемкин, сражается с космическими пиратами (почему-то похожими на ландскнехтов и дворян XV века).

75bed5b.jpg

Как правило, каждая встреча оканчивается смелыми сексуальными экспериментами. Но, в отличие от комиксов Heavy Metal 70-х, в «Валентине» нет грязных сцен на грани порно, только легкие, изящные эротические юморески.

3eea6a7.jpg

Крепакс частенько пренебрегает первой заповедью комиксиста «одна панель – одна сцена», события накладываются друг на друга во времени и пространстве, многократно усиливая сюрреалистический эффект. Еще пара интересных особенностей комиков про Валентину: нестандартные ракурсы камеры и нестандартная раскадровка, выхватывающая отдельные части тела, хм, героини.

Валентина в Италии стала настолько популярной героиней (оригинальные комиксы выходили в 70-е), что про нее в 1973 году сняли фильм «Баба Яга» и телесериал.

«Ранксерокс» (Ranxerox; 1983, 1984)

А как же всеми любимый жанр трэш, неужели в 80-х о нем забыли? Вовсе нет, жив Курилка, и подтверждение тому – серия комиксов от итальянцев Тамбурини и Либераторе. «Ранксерокс» – предельно неполиткорректный, жестокий и аморальный комикс, злобная сатира на Америку и Европу 80-х.

4568617.jpg

Несовершеннолетняя Лубна, дочь мультимиллиардера, собрала из запчастей от ксерокса Ранксерокса – уродливое механическое чудище. Собрала для любовных утех. И влюбилась в него, а он – в нее. Красавица и чудовище, Ромео и Джульетта.

ac8febc.jpg

В мире «Ранксерокса» все патологически развращены и подвержены вспышкам агрессии. Убийства, пытки, изнасилования не прекращаются ни на минуту. В общем, своеобразный комикс.

«Трилогия о Никополе» (Trilogy Of Nicopol; 1981, 1986)

Пожалуй, одно из лучших (если не лучшее) произведений Heavy Metal образца 80-х, созданное Энки Билалом – французким комиксистом югославского происхождения. В 2004 году Энки Билал срежиссировал по комиксу фильм – «Бессмертные: война миров», но он гораздо слабее бумажного варианта.

3793faa.jpg

В первом томе, «Карнавал бессмертных» , показан мрачный мир будущего, переживший две ядерные войны. 2023 год. Францией правят фашисты, общество поделено на касты, процветают расизм и геноцид. Накануне губернаторских выборов над Парижем зависает гигантская пирамида – космический корабль с древнеегипетскими богами. Небожители хотят получить у губернатора запасы топлива, тот начинает торговаться. Мол, а давайте вы мне бессмертие подарите…

8129191.jpg

А тем временем на улицы Парижа падает капсула с Алисидом Никополем – преступником, осужденным в 1993 году на принудительный космический вояж. В Никополя вселяется Гор – древнеегипетский бог-мятежник, мечтающий уничтожить своих собратьев. План небожителя прост: привести Никополя к власти в Париже, свергнуть режим, облагодетельствовать человечество и заодно показать кузькину мать Анубису, Тоту, Бастет и прочим богам, прилетевшим на пирамиде. Разумеется, все в итоге заканчивается совсем не так…

6ec8a1e.jpg

Второй том, «Женщина ловушка», выполнен в ином ключе: действие переносится в Лондон и Берлин, спустя несколько лет после событий первого тома. Джил Бископ, журналистка с синими волосами, пишет статьи в прошлое (в буквальном смысле, отправляет их в 1993 год с помощью пишущей машинки с антенной) и экспериментирует с наркотиками, расширяющими сознание. Встреча с Никополем и Гором обернется для нее чередой убийств, предательств и кое-чем еще. Сюжет a-la Дэвид Линч.

6793ef3.jpg

В третьем томе, «Экватор холода», сюжетные линии героев предыдущих томов сходятся самым причудливым образом. События и диалоги приобретают сюрреалистический оттенок, каждую сцену можно трактовать как аллегорию или метафору. Как в фильмах Гильермо Дель Торо. Упомяну про шахматный бокс, вид спорта будущего, и африканский континент, на котором, несмотря на минусовые температуры, живут жирафы, слоны и носороги.

e773439.jpg

«Трилогия о Никополе» – настолько уникальное, ни на что не похожее произведение, что оно стоит особняком даже от французских комиксов. Очень рекомендую.

Продолжаем ретроспективу Heavy Metal, на этот раз коснемся самого лучезарного периода в жизни журнала – восьмидесятых годов. Лучшие художники, лучшие сценаристы, лучшие сюжеты…
По дате По рейтингу
Комментарии 0
Нет результатов.
Тоже интересно
Активные пользователи
Обсуждаемые игры
Топ пользователей
Топ 20 игр