Вход Зарегистрироваться
Танец с драконами – обзор Dragon Age: Inquisition
2
1
0
Все будет Heavy Metal! 70-е годы

Все будет Heavy Metal! 70-е годы


PaulWeston PaulWeston
1629
+1
0

В 70-е индустрия комиксов в Америке цвела и пахла, но… какие это были комиксы? И для кого? Бесконечная череда мужчин в трико только и делала, что раз за разом спасала человечество. От нацистов, от инопланетян, от мутантов, от мафии… Никакой жестокости, пикантных моментов или взрослых тем. Да, дети с удовольствием скупали комиксы про Супермена, Бэтмена, Флэша и прочих супергероев, но подросткам и зрелым людям хотелось чего-то другого, соответствующего их запросам. Словом, появление комиксов для взрослых было делом времени. Умные люди подсуетились и начали издавать в США французские комиксы: чернуха, порнуха и никаких супергероев. Американский Heavy Metal образца 70-х практически полностью состоял из таких переводных материалов.

Порок на экспорт

Поскольку в каждом номере Heavy Metal публиковалась целая россыпь комиксов (как отдельных историй, так и серий длиною в дюжину выпусков), то рассказывать обо всех не вижу смысла. Я остановлюсь только на самых интересных или показательных.

c8d2be1.jpg

Чаще всего сюжеты вращаются вокруг космоса: эскадрон гусар летучих (угу, с джетпаками) сражается с пришельцами, советские космонавты умирают от пришельцев, инопланетяне прилетают к древним индейцам, войны далекого будущего в космосе, космические ковбои крепят панков и тому подобное. Не забыты и другие темы: героическое фэнтези, постапокалиптический боевик, спагетти-вестерн.

97bbd62.jpg

Самое удивительное, что любой сюжет в итоге сводится к насилию (героям изощренно выпускают кишки) или сценам с обнаженкой/сексом/попытками изнасилований. А то и к первому со вторым.

b4ed54c.jpg

Вообще, сексом на страницах Heavy Metal занимаются абсолютно все. Роботы с роботами, насекомые с насекомыми, люди с людьми, люди с роботами, космические чудища с космолетами…

6734b1c.jpg

С каждой страницы прет дичайший Фрейд: звездолеты фаллической формы, мотоциклы, похожие на мужские причиндалы, извивающиеся змееподобные твари. Даже дивные тропические фрукты оказываются совсем не тем…

1e4893a.jpg6c01974.jpgbc4887c.jpg

Персонажи большинства комиксов извергают из себя набор букв, призванный хоть как-то пояснить, с какой стати очередную девицу будут раздевать и ставить в коленно-локтевую позицию. Сам текст нередко застилает страницы огромными простынями и бесцеремонно заслоняет сами изображения, а в отдельных случаях его даже и не прочесть – цвета шрифта и фона подобраны настолько «удачно».

8ec3b44.jpg

Здесь следует пояснить, что Heavy Metal – продукт своего времени, и редакторы, Шон Келли и Валери Мерчант, прекрасно понимали запросы аудитории журнала. Типичный читатель – прыщавый пубертат или мужик под тридцать – включал запись «Пинк Флойд» (или «Лед Зеппелин»), надевал наушники, раскуривал бонг, делал пару затяжек и, удобно умостившись в кресле, часами втыкал в картинки с голыми титьками. Да и сам Heavy Metal 70-х полон отсылок к наркоте. Один из ранних рекламных слоганов журнала гласил: «Читать Heavy Metal лучше, чем накуриваться. Почти». А на протяжении 1979 года постоянно печаталась реклама бумаги для самокруток.

652c4ed.jpg

Вообще, большую часть комиксов, публиковавшихся в 70-е в Heavy Metal, сложно назвать комиксами. Скорее, это набор потрясающе красивых зарисовок на разные темы от признанных европейских мастеров комиксов (Мебиус, Дрюиле, Дионе, Каза, Тарди и т.д.), худо-бедно склеенных между собой сюжетами. «Сюжеты» – это еще сильно сказано.

9d4dcfc.jpg

Вот, например, серия «Арзак» (Arzach, 1977) от Жана Жиро (он же Мебиус) – пожалуй, самого знаменитого французского художника-комиксиста современности. Он же, помимо прочего, работал над пром-дизайном фильмов «Пятый элемент», «Чужой» и «Бегущий по лезвию бритвы». О его графических работах мы еще поговорим в следующем выпуске ретроспективы.

1925bac.jpg

В «Арзаке» французский кудесник выступил и сценаристом, и художником. Хмурый гуманоид в шапке, оседлав птеродактиля, летает по пустынным сюрреалистическим пейзажам. Иногда ему попадаются питекантропы, иногда голые тетки. Все.

31d44e8.jpg

Только «немые» картинки, никаких бабблов (облаков с текстом). При этом Arzach так изумительно отрисован, что каждую панель можно рассматривать часами – прорисовка деталей у Мебиуса просто нечеловеческая! Не говоря уже о мастерски подобранной цветовой гамме, усиливающей сюрреалистический эффект комикса.

dc44376.jpg

Но погодите-ка, да, в «Арзаке» мало смысла, но в «Тесном гараже» (Airtight Garage, 1977-1979), следующей серии от того же Мебиуса, смысла еще меньше. Человек в пробковом шлеме, майор Грубер, путешествует по странным местам и попадает в странные ситуации. А причем здесь Гараж? Видите ли, Гараж – это астероид, в котором полно уже упомянутых странных мест; целая вселенная миров. Джентльмены во фраках, роботы, поезда на паровой тяге, люди-куры…

22fb0ec.jpg

Мебиус придумал Airtight Garage как забавный эксперимент, запутанный клубок разрозненных и бессмысленных сценок. Каждый выпуск француз рисовал экспромтом, заранее не зная, чем все завершится. В итоге имеем красивый, но бессмысленный поток сознания культового художника, выплеснутый на страницы журнала.

Комиксы Филиппа Дрюиле: Urm (1978), Gail (1978) – еще один странный симбиоз шедевральных рисунков и хромоногих сюжетов. Какие-то воины путешествуют по каким-то древним землям и периодически бьются с хтоническими чудовищами. Муркок в гостях у Лавкрафта. Но КАК это все отрисовано!

f43b266.jpg

Дрюиле как никто другой умеет создавать лавкрафтианские миры. Миры, где искривляется время и пространство, миры, с пугающей (сложно подобрать другое слово, но это действительно так) архитектурой и чудовищно уродливыми обитателями.

8ca0ca3.jpg

Часто используется очень необычная раскадровка: циклопичекие постройки, исполинские статуи и непонятые механизмы, искривляясь, пульсируя миллионами цветов и оттенков, перетекают с одной страницы на другую, превращаясь то в кричащие лица, то в психоделические абстракции, то черт знает во что еще. Зрелище одновременно восхитительное и ужасающее. Нередко Дрюиле играет на контрасте, чтобы заставить нас поверить в то, что здания подпирают облака: архитектурный ансамбль занимает целую страницу или даже разворот, и где-то в уголке маячит крохотная точечка – главный герой.

a72a1f9.jpg

Панели хаотически громоздятся одна на другой, превращая чтение каждого комикса в мучительное разгадывание ребуса. Слова Дрюиле тоже мало заботят – для чтения крохотных буковок нужно вооружаться огромной лупой.

В общем, в тех случаях, когда Мебиус и Дрюиле самостоятельно пишут сценарии к своим работам, результат, мягко говоря, неоднозначный. Когда же они объединяют усилия с достойными сценаристами, комиксы… становятся комиксами. К сожалению, в 70-х таких замечательных тандемов было мало, но про один я упомяну.

1111068.jpg

Мебиус и О'Бэннон – «Долгое завтра» (Long Tomorrow, 1977). Нуарный полицейский детектив, действие которого происходит в утопическом будущем. Андроиды, летающие автомобили, роботы.

ca42a7b.jpg

Я мог бы нахваливать Long Tomorrow долго, но вместо этого ограничусь парой ремарок: комикс вдохновил У. Гибсона на создание романа «Нейромант», а Риддли Скотту подсказал визуальную стилистику для «Бегущего по лезвию бритвы». Такие дела. А еще в самый разгар любовных утех девушка главного героя превращается в…

ca645d6.jpg

Несмотря на то, что большая часть материалов для Heavy Metal 70-х перепечатывалась из французкого Metal Hurlant, порой попадались неплохие американские комиксы. «Дэн» (Dan, 1977) Ричарда Корбена – один из них.

4487cff.jpg

Американский мальчик Дэвид, сферический задрот в вакууме, получает письмо от пропавшего без вести дяди. В письме – чертеж непонятного устройства. Юный техник собирает устройство, врубает его в розетку и переносится в параллельное измерение, именуемое Нигде. Мир, полный магии, непонятных существ, монстров и пышногрудых красоток, принципиально игнорирующих одежду (климат жаркий, сами понимаете).

f95b103.jpg

В Нигде тщедушный очкарик превращается в Дэна – помесь Конана-варвара и актера порнофильма: лысый бугрящийся мышцами мордоворот с причиндалами выдающихся размеров.

25eface.jpg

Голый герой охаживает всяческих мерзопакостных тварей кулаками и футуристическим «шмайсером», повышает рождаемость в параллельном мире, побеждает злую королеву, узурпировавшую власть (причем побеждает ее несколько раз и в разных позах), а в финале дает по тентаклям самому Ктулху. Словом, Den – это мокрая мечта любого прыщавого тинейджера.

2a5d558.jpg

Сам комикс тоже выглядит как галлюциногенный трип: сюрреалистические пейзажи, кричащие цвета и смазанные контуры персонажей.

15ecedf.jpg

К слову сказать, дальнейшие приключения Дена публиковались в журнале и в 80-е, и в 90-е, но к тому времени они почему-то утратили былое психоделическое очарование (даже цвета стали приглушенными).

В редких случаях Heavy Metal образца 70-х удивляет не трясущимися в кадре гениталиями, сиськами или вспоротыми животами, а осмысленными комиксами и сатирой на американское общество. Показательный пример: комикс Энгуса МакКи – «Такие красивые и такие опасные» (So beautiful and so dangerous, 1979).

b4fcc89.jpg

На Землю прилетает космолет с пришельцами, которые устраивают ад и погибель всему живому… Шутка. Пришельцы дружелюбные: предлагают всем желающим навсегда покинуть Голубую планету. Мол, вы все равно сдохнете, у вас войны, болезни и классовое неравенство, а у нас – вечные вечеринки, цыпочки, чад кутежа и угара… Вот ты, дорогой читатель, поверил бы этим рожам? И полетел бы к черту на кулички? Вот и я о том же.

0bedc5e.jpg

На борт космолета поднялись те, кому нечего терять: бандиты, наркоманы, сутенеры, проститутки. А еще хиппи и задроты, ищущие идеальное общество. Вся эта гоп-компания путешествует по Галактике, развратничает, попадает в забавные передряги и даже встречает на одной из планет Достоевского и Толстого, которые вкалывают на каменоломне (не спрашивайте).

91e427a.jpg

Очень скоро выясняется, что и в космосе почти все то же, что и на Земле: классовое неравенство, терроризм, диктатура, прикрытая фиговым листом демократии и т.д.

31f34d6.jpg– За что вас приговорили к каторжным работам? – спрашивает инопланетянин у героев. – У нас тут сидят мазохисты, содомиты и некрофилы. Я – педофил.
– За идеализм, – отвечает задрот в очках. Каторжане-инопланетяне с криками разбегаются.

Вот такой вот юмор... И подобные диалоги только усиливают градус абсурдности происходящего. Персонажи к месту и не к месту цитируют Ницше, Кьеркегора и шутят про квантовую физику. Про потрясающую работу МакКи с цветами даже и говорить не буду – все на скриншотах. Взрыв психоделии.

785c5d5.jpg

Heavy Metal не стеснялся заигрывать и с классической литературой. Шекспировские герои разъезжали на мотоциклах и дискутировали с роботами, а гомеровские… Впрочем, остановимся на последних подробнее.

Ulysses (1978) – это переложение гомеровской «Одиссеи» на новый лад, с обилием оголенных женских телес и постмодернистскими шуточками. Гомер собственной персоной гуляет по страницам, путается под ногами у Одиссея и его команды, пристает к слабому полу и закидывается кислотой.

a518034.jpg

Самый интересный кунштюк создатели комикса – художник Джордж Пикард и сценарист Жак Лоб – провернули с античной мифологией: боги-олимпийцы показаны как инопланетяне, космонавты или роботы, владеющие хитроумной машинерией и компьютерами. Они давным-давно прилетели на Землю и облагодетельствовали чумазых хомосапиенсов технологиями – сразу же вспоминается скандальная книга «Колесницы богов» Э. фон Дэникена.

4b37c01.jpg

Нептун разгуливает в водолазном костюме и квартирует на дне морском в подводной базе. Зевс и прочие небожители живут в огромной летающей крепости. Комфортно развалившись на пуфиках, они наблюдают за злоключениями Одиссея через домашний кинотеатр – эдакое реалити-шоу про жизнь простых смертных.

f63ad5c.jpg

И вот эта коллизия двух цивилизаций – высокоразвитой и допотопной, древнегреческой – постоянно доставляет. Она же расцвечивает известную историю о том, как Одиссей плыл на Итаку, психоделическими красками. Бог ветров Эол присобачивает к кораблю Одиссея реактивную турбину, циклоп Полифем (робот, конечно же) стреляет лазерными лучами, Цирцея на своем острове варит наркотическую дурь, а Гермес летает на джетпаке.

Ulysses выгодно отличается от большинства комиксов Heavy Metal 70-х годов осмысленными диалогами и внятным повествованием, но за это, разумеется, следует благодарить Гомера.

***

На этом, пожалуй, закруглимся. Советую полистать полностью выпуски за 1977-79 года. Во-первых, сплошь и рядом работы культовых французских художников. Во-вторых, непередаваемая атмосфера дичайшего треша и угара (начиная с 1980-го года градус чернухи и психоделии в Heavy Metal существенно снизился).

Всем привет! Предлагаю немного отдохнуть от игр и полистать культовый журнал комиксов Heavy Metal, на страницах которого публиковались работы лучших европейских художников-комиксистов. Обещаю много сисек, идиотских сюжетов и чернухи. В этом выпуске – номера журнала за семидесятые годы.
По дате По рейтингу
Комментарии 0
Нет результатов.
Тоже интересно
Активные пользователи
Обсуждаемые игры
Топ пользователей
Топ 20 игр