Вход Зарегистрироваться
Танец с драконами – обзор Dragon Age: Inquisition
2
1
0
Виртуальный шлем Oculus Rift: назад в будущее

Виртуальный шлем Oculus Rift: назад в будущее


PaulWeston PaulWeston
2920
0
20

Стремительный взлет виртуальной реальности (VR, virtual reality) пришелся на первую половину 90-х годов.

В то время как домашние консоли выдавали скромную двухмерную графику, VR шлемы щеголяли «эффектом присутствия» в трехмерном окружении, вызывая обильное слюноотделение у игровой братии, стекавшейся в залы игровых автоматов, чтобы испытать диковинную технологию. И не важно, что 3D игры было незатейливыми, в программном коде роились баги, а игровые модели страдали полигональной анорексией – все равно реальность по ту сторону шлема (на минуточку, потного и громоздкого) поражала воображение. Поэтому казалось, что будущее игровой индустрии предопределено этой инновационной технологией.

Однако массивной и неповоротливой махине виртуальной реальности (сказывались «космическая» стоимость этого развлечения, недоступность его в домашних условиях и сложность изготовления оборудования) вместо долгого плавания была уготована участь Титаника. Ее потопило стремительное развитие приставок следующего поколения, обеспечивших игроков недорогими трехмерными играми на дому. Игропром зарекся иметь дело с виртуальной реальностью, и она канула в Лету.

Rift пришел, а мы не ждали

Этим августом игровой индустрии пришлось убедиться в том, что слухи о смерти виртуальной реальности несколько преувеличены: Палмер Лаки, молодой и амбициозный компьютерщик, представил на суд общественности шлем-стереовизор Oculus Rift, спроектированный специально для использования в компьютерных играх.

7af595e.png

Технические характеристики новинки повергают в священный шок и трепет: панорамный обзор, шесть степеней свободы, встроенный экран с разрешением 1280x800 (на каждый глаз: 640x800), порты DVI/HDMI и USB. Благодаря 90-градусному углу обзора по горизонтали (FOV), устраняющему «туннельное видение», характерное для всех остальных современных VR шлемов, Rift буквально погружает геймера в игровую реальность. А уникальная система отслеживания поворотов головы (трекинг) имеет малое время отклика, что позволяет избежать отставания изображения – критичного параметра, мешающего комфортно играть в динамичные игры. Все перечисленное делает Oculus Rift лидером среди аналогичных решений, доступных сегодня на рынке. Для сравнения, шлем Sony HMZT-1 не имеет трекинга, а его FOV составляет 45 градусов. И даже дорогущий Z800 3Dvisor – в Америке продается за $1799 – имеет всего лишь 40-градусный обзор. При этом Oculus Rift весит всего 200 грамм и не лишен изящества, чем, увы, не могли похвастаться его родственники из 90-х, тяжелые и ведрообразные.

Разумеется, такое технологическое чудо Палмер Лаки сотворил не в одиночку: он трудился с группой единомышленников, в числе которых оказался и один малоизвестный программист из Техаса, когда-то делавший годные шутеры, а теперь переключившийся на проектирование и запуск ракет – некий Джон Кармак. Благодаря стараниям последнего перспективный кусок электроники обзавелся программным кодом и даже подружился с шутером Doom 3.

b0cfce2.jpg

Кармак привез прототип шлема на июньскую выставку E3, чтобы маститые девелоперы смогли опробовать его. Выяснилось, что Oculus Rift в паре с Doom 3 BFG Edition (HD-ремейк понятно какой игры, выход ожидается в октябре) творят чудеса, обеспечивая невероятный «эффект присутствия» геймера на мрачной марсианской базе, наводненной зомби. Выяснилось, что самым пугающим VR-эффектом обладают длинные приставные лестницы, которых на Марсе немало: мозг начинает паниковать, испытывая страх падения с высоты, словно у играющего появляется акрофобия, и отказывается верить, что чертова лестница виртуальная. И это не говоря уже о потрясении, охватывающем разум, когда на героя несется какой-нибудь какодемон! Что и говорить, после E3 стало понятно – та самая виртуальная реальность, которую тщетно пытались создать в 90-х, наконец, перестала быть нелепым фантомом.

5faecd9.jpg

1 августа на краудфандинг-сервисе kickstarter начался сбор средств на производство первой партии Oculus Rift; Лаки и Ко попросили у общественности 250000 долларов. А уже спустя 24 часа на счету стартапа оказалось 800000 долларов! Казалось бы, четверть миллиона «зеленых» – сущие гроши, по меркам игропрома, но Палмер пояснил, что не хочет быть финансово зависимым ни от кого из крупных инвесторов. Собранные средства пойдут на создание шлемов и дев-китов для разработчиков игр, чтобы те уже до конца этого года смогли начать освоение VR технологии. А массовый выпуск Oculus Rift начнется уже в 2013 году; розничная цена новинки, предположительно, не будет превышать 500 доларов. Впрочем, те, кто внесут сейчас в проект 300 баксов, получат шлем, дев-кит и копию Doom 3 BFG Edition.

Момент для возвращения подзабытой технологии выбран как нельзя более удачно: консольная индустрия в застое, каррент-ген демонстрирует первые признаки трупного окоченения, а компьютерная индустрия, изнывающая от игрового одиночества (PC эксклюзивы, где вы?), продолжает форсированными темпами качать железо, обрастая технологическими мышцами, применить которые особо-то и негде. Поэтому вовремя подоспевший Oculus Rift сможет как пощекотать нервы игроков новыми ощущениями, так и поспособствовать развитию компьютерного гейминга, который в последнее время сводится к играм, портированным с консолей.

Видит око, да рука неймет

В технологическом плане, как заявляет Кармак, шлем-стереовизор сравнительно простая штуковина (разумеется, отец Quake поскромничал: из спичечных коробков или пустых пластиковых бутылок его не смастерить) – львиную долю создания виртуальной реальности обеспечивают недра компьютера, производящие рендеринг стереоскопического 3D. И требования к «начинке» ЭВМ весьма суровые! По этой причине шлем не предназначен для консолей текущего поколения, оставаясь PC only.

2ce4b63.jpg

Пока что Oculus Rift представляет собой непричесанный испытательный образец (обмотанный скотчем и с каплями засохшего клея, словно собранный в гараже на коленке), полноценно работающий, но имеющий некоторые недостатки. Так, например, изображение в шлеме слегка размыто (особенно это заметно на расстоянии в сантиметре от глаз), что может вызывать приступы головной боли. А управление, вынуждающее игрока выписывать безумные восьмерки шеей (Rift отслеживает повороты головы), при этом солируя пальцами на джойстике или клавиатуре, нельзя пока назвать интуитивным и удобным – придется привыкать.

К счастью, перечисленные недостатки Кармак и Лаки грозятся устранить в ближайшее время; в данный момент они работают над улучшенным прототипом прототипа (вот такой вот девелоперский каламбурчик-с). В нем будет использоваться не позорное разрешение 640х480 на каждую зеницу ока, а благородное HD, что избавит картинку от размытия, а головы геймеров – от мигрени. Управление, предположительно, будет осуществляться при помощи манипулятора Razer Hydra или чего-то похожего на нунчаки Wii. Да и Kinect, так кстати подружившийся драйверами с Windows, возможно, тоже пригодится. При этом огорчает то, что в таких манипуляторах будет отсутствовать обратная связь – это снижает «эффект погружения» (бьем в игре кулаком по роже монстра, при этом наша рука чиркает по воздуху).

Поле битвы – Земля

Кармак на выставке Quakecon, закончившейся недавно, заявил, что Oculus Rift станет секретным оружием игры Doom 4 в ее битве за геймерскую аудиторию. Разумеется, интересы студии id Software простираются куда дальше, чем банальное создание шутера про BFG, кибердемонов и, самых опасных врагов человека, лестниц. Джон Кармак намерен раскрыть потенциал виртуальной технологии на полную катушку, втянув других именитых девелоперов в создание VR игр.

e361902.jpg

Тем более что разработчики и сами-то не против: пуская слюни от восторга, возможности Oculus Rift не перестают нахваливать Клифф Блежински и Гейб Ньюэлл, успевшие получить свою порцию акрофобии, поиграв на июньской выставке E3 в грядущий Doom 3 BFG. С ними солидарны Маркус Нотч Петерссон (ждет-недождется переноса Minecraft в виртуальную реальность) и Девид Хельгасон, директор Unity Technologies. А уж если такие достопочтенные мужи игропрома заинтересовались шлемом, то не за горами и разработка игр, заточенных под него.

И только гордые сыны Востока, работающие в корпорации Sony, зло глядят раскосыми глазами на детище Палмера Лаки. Их попытки «подсадить» пользователей PlayStation 3 на стереоскопическое 3D не увенчались успехом; сторонние разработчики игр не стали создавать эксклюзивные игры, рассчитанные на эту технологию; да и игроков отпугнула высокая стоимость 3D-телевизора Bravia и шлема Sony HMZT-1 (на минуточку, продается за штуку баксов).

b914bef.jpg

Сбор средств на Oculus Rift стал вторым громким событием игровой индустрии этого лета после анонса консоли Ouya. И если судьба последней, несмотря на собранные деньги, остается неясной, творение Палмера Лаки уже на старте имеет полноценную поддержку Doom 3 и жгучее внимание маститых разработчиков. Поэтому свою порцию акрофобии мы, скорее всего, получим с доставкой на дом в 2013 году.

Оказывается, Герберт Уэллс был неправ: необязательно строить громоздкую машину времени, чтобы путешествовать во времени – все это происходит как-то само собой. Вот сейчас мы словно оказались в 90-х. На улицах нас завлекают киноафиши: «Король лев», «Титаник», «Звездные войны» (конечно, теперь с поправкой на честное 3D); люди опять несут свои кровные в «МММ»; в игровой индустрии снова в ходу крупнозернистые пиксели, восьмибитная эстетика и шедевры 90-х (ремейки Wasteland, Syndicate, UFO). А с недавнего времени ко всему этому добавилась и виртуальная реальность, которая снова в почете у игроделов. Как мы докатились до жизни такой? Распутывать клубок событий, в котором смешались ностальгия, кони, люди и С. Мавроди…

Впрочем, возрождение интереса к виртуальной реальности объясняется очень просто – появлением шлема Oculus Rift и сбором средств на сервисе kickstarter для его производства.

По дате По рейтингу
Комментарии 20
перезапустят Bravia под другим названием и все равно назовут лаки вором.
0
А если не получится?
0
Sony в любом случае постарается украсть у Лаки технологию и если получится, то объявит всему миру, что это была их идея, а проворный американец – настоящий вор.
0
Я тут подумал, Sony много кирпичей наделает, если так вдруг Oculus Rift и подобные станут популярнее консолей. Это ж на ровном месте потерять такой лакомый кусок.
0
зная внутреннюю стратегию по использованию рабочей силы в EA, они скорее заставят программировать виртуальную реальность какого-нибудь бухгалтера, чем возьмут новую команду. А что? 12 часов сверхурочно каждый день, и к 2015-ому этот бедняга таки запилит версию по Окулус Рифт:)
0
Дополнительные траты для разработчиков симуляторов не приветствуются. Вряд ли та же EA согласится нанимать целую команду для переработки своей фифы, тем более, что это не обязательно принесет результат.
0
по-моему на шутерах только и будут зарабатывать. Особенно хорошо в Америке пойдет. Что касается разработки, то хочется верить. Все-таки те же симуляторы не так уж сложно переделать под виртуальную реальность. Не такой большой мир, да и действий для игрока не так много...
0
В шутерах тоже очки бы пригодились. Хотя, мне кажется, что пока это все только мечты. Сомневаюсь, что до 2013-го кроме четвертого Doom'а еще много игр для очков успеют сделать. Это ж не просто портирование какое-то...
0
Орущий тренер, постоянный шум командного радио, обзывательства болельщиков — там вообще широкая поляна для улучшения реалистичности :)
0
Услышать реалистичный звук мотора Ferrari или погрузится в обстановку Камп-Ноу на Эль Класико? За такое $500 не жаль будет отдать.
0
Тоже интересно
Активные пользователи
Обсуждаемые игры
Топ пользователей
Топ 20 игр