Вход Зарегистрироваться
Танец с драконами – обзор Dragon Age: Inquisition
2
1
0

Tom Clancy’s Splinter Cell


Ktulhu Ktulhu
576
0
1

Бог не выдаст, свинья не съест

Ищут пожарные, ищет милиция... С Фишерами возникла проблема еще при Советском Союзе: мало кто помнит неуловимого серийного убийцу по кличке Фишер, орудовавшего на территории СССР до печально известного Чикатило, − нашего героя тоже долго не могли поймать.
221e9f8.jpg
Секретный агент Сэм Фишер − столь же трудная мишень для отечественных правоохранительных органов, хотя за ним и не тянется настолько явный кровавый след. Сэм избегает кровопролития, и дело не в том, что он «хороший парень» (цепные псы не могут быть хорошими по определению), а в том, что он должен оставаться незаметным, какое бы задание он ни выполнял.

Наша служба и опасна, и трудна, И на первый взгляд как будто не видна...

Каково это − быть пешкой в чужой игре? В 2002 году счастливые владельцы консолей Xbox (а в следующем − все остальные геймеры) смогли испытать нечто подобное на себе. Ибо на свет божий появился стелс-экшен Splinter Cell от Тома Клэнси.

На самом деле мистер Клэнси послужил лишь идейным вдохновителем продукта, разработкой же игры занимались специалисты крупнейшей канадской студии Ubisoft Montreal − именно им можно адресовать все похвалы, на которые напрашивается их детище. Мистеру Клэнси мы оставим все остальное. Прямо как в русской народной сказке о вершках и корешках...

Итак, есть Агентство национальной безопасности, подчиненное правительству США, есть организация «Третий эшелон», подчиненная АНБ, и есть суперсекретный диверсант Сэм Фишер, который, соответственно, подчинен «Третьему эшелону».

В плане субординации − седьмая вода на киселе, но нам недвусмысленно дают обоснование всех действий Фишера, от шпионажа до убийств, причем подается это вполне серьезно, тоном диктора CNN, который не любит иностранцев и голосует за республиканскую партию.

А события в мире такие (по официальной, разумеется, версии): грузинские хакеры (грузины хоть бы игру нормальную выпустили − какие там хакеры!) угрожают войной США (ого!), запугивая ковбоев оружием массового поражения, изготовленным при содействии китайцев (без комментариев).
4afaf20.jpg
После вмешательства сил НАТО опальный грузинский президент Николадзе, подобно бен Ладену, уходит в глубокое подполье. Следовательно, горцы-хакеры еще больше ожесточаются, а палец самого Николадзе все чаще тянется к «красной кнопке».

Официальные версии событий порой страдают бредовостью, поэтому ничего нового мистер Клэнси не изобрел, разве что русских игроков немножко посмешил (американцев-то научили кушать все, что подают). Даже человеку, ни разу не бывшему в Грузии, будет очевидна надуманность сюжета и постановки вопроса.

Тем не менее нацбез прибегает к помощи Фишера, опытного деятеля, которого если кто и видел, то первый и последний раз в жизни. Для начала Фишеру предлагают вызволить двух агентов ЦРУ, глупым образом попавших в грузинский плен, а затем уже заняться непосредственно Николадзе.

Главное оружие Фишера − скрытность: он прячется в тени, пока ни о чем не подозревающие охранники мирно беседуют, хотя до их смерти остаются считанные секунды. Он подслушивает любые разговоры, записывает компроматы, он − ужас, летящий на крыльях ночи, жвачка, прилипшая к твоему ботинку...

Кроме умения действовать незаметно, Сэм снабжен последними технологическими новинками (как вам понравится свистящий манок, который сначала привлекает внимание противника, а затем усыпляет его газом). Легендарные трифокальные очки агента позволяют ему ориентироваться и атаковать в кромешной тьме, а также видеть теплые объекты (инфракрасное зрение). Например, если нужно открыть кодовый замок, кнопки набора кода будут теплее остальных − и Фишер без труда подберет нужную комбинацию.

На любом задании Сэму помогает индикатор заметности, показывающий, насколько агент рискует быть обнаруженным. Если риск велик, враги тут же активизируются, поднимают тревогу, и без огнестрельного оружия уже не обойтись. Патроны в игре − раритет, поэтому при выстрелах рекомендуется тщательное прицеливание, на которое, впрочем, отводятся какие-то доли секунды, ибо даже самый тренированный агент не выдерживает прямого попадания в голову.
48bb978.jpg
Боты стреляют метко и действуют организованно (насколько это возможно в рамках компьютерной игры). Дабы не вызывать у них лишней обеспокоенности, Фишер должен прятать трупы куда подальше: придушил кого-то втихаря − волоки на себе в самый дальний и затененный угол. А если правила игры таковы, что убивать никого нельзя (Фишер действует не только в Грузии и Бирме, но и на территории США), придется работать в жестких рамках стелса, без кровопролития.

Игра Splinter Cell хороша еще и тем, что для преодоления любого участка локации можно выстроить как минимум два порядка действий. Игрок сам решает, каким образом секретный агент пройдет из одного конца коридора в другой, что не отменяет линейности сюжета, но существенно разнообразит прохождение. Несмотря на обилие всевозможных «примочек», все они гарантированно пригодятся Фишеру, а следовательно − нам с вами.

Сам себе Splinter Cell

При первом же взгляде на Сэма Фишера даже не верится, что сей персонаж был анимирован вручную, без использования motion capture. Секретный агент умеет бегать, прыгать, применять нехитрые приемы боевых искусств, плавно менять скорость перемещения, взбираться по трубам и стенам, висеть меж двух стен, упершись в них ногами, а также многое другое. Для игры 2002 года выпуска − весьма впечатляющий результат.

С поправкой на почти современную графику стелс-экшен Splinter Cell готов превратиться в шедевр на все времена. Но, к сожалению, на пути игры к громкому титулу встает ряд препятствий. О них-то мы и поговорим.

Первое препятствие − высосанный из пальца сюжет (хэллоу, мистер Клэнси, у Вас еще осталось то, что Вы употребляете перед тем, как сесть за очередной сценарий?). Splinter Cell сравнивают с Metal Gear Solid и Thief, но сравнения эти обоснованы только общей жанровой принадлежностью игр, во всем же остальном разница колоссальная.

Splinter Cell не интересен сюжетом и антуражем, герой игры мог бы с таким же успехом орудовать в научно-фантастическом экшене или фэнтезийной RPG, ведь во главе угла стоит геймплей − во многом инновационный, разнообразный и захватывающий. Это шаблон, к которому можно прикрутить все что угодно (хоть братьев Марио!). Все равно получится бестселлер. На такую основу немного бы здравомыслия, и цены б игре не было.
9e909d0.jpg
Вторая группа препятствий представлена некоторыми ляпами и недоработками. Кто-то удивится: какие могут быть недоработки в технически совершенной игре, в игре с таким реалистичным освещением и т. д. К сожалению, могут.

Возьмем в качестве примера легендарные трифокальные очки (они же святятся ядовито-зеленым светом, который без труда заметен благодаря виду от третьего лица). Любой нормальный человек обратит внимание на пугающее троеточие даже в самом темном и засиженном мухами углу, и вариантов последующих действий может быть только два: либо тут же наложить в штаны от страха, либо поднять тревогу (обученные бойцы, с которыми имеет дело Фишер, скорее всего, предпочтут второй пункт).

Или, скажем, крадется Сэм к потенциальной жертве: все хорошо, скорость перемещения регулируется скроллингом, можно вообще не издавать ни звука. Зато слышны звуки от прикасания к предметам: в первую очередь это закрываемые и открываемые двери. Тут даже охранник супермаркета подметит, однако по сюжету матерому террористу уготована смерть от удара сзади − ничего не попишешь.

Было бы вообще замечательно, если бы разрабы наделили бойцов разных национальностей разными тактическими навыками. Ни для кого не секрет, что в спецслужбах различных стран используются различные методы подготовки кадров. Но, увы, и в Бирме, и в Грузии противники «выкуривают» Фишера со своего логова одинаковыми способами. Кроме того, даже в самых провинциальных воинских частях охраняемая территория хорошо освещается. Какой тогда тенью пользуется Фишер, пробираясь по секретным объектам, на которых в реальном мире слово «бдительность» равносильно слову «жизнь»?
4e1e906.jpg
Горькая аркадная пилюля досталась Splinter Cell от игр ХХ века − скриптовый респаун врагов в тех местах, где террористам просто неоткуда взяться. Скриптовые же ролики, хоть и сделаны на движке Unreal, смотрятся все-таки не так эффектно, как оформление игрового процесса. Но это деталь мелкая, ее и пропустить можно.

Короче говоря, не без гнильцы фрукт.

Ты забудь на время свой высокий чин − Сбегай за бутылкой с другом в магазин...

Почему Splinter Cell сложно преподнести в качестве долгоиграющего хита? Игры, в которых основной упор делается на техническую базу в отрыве от смыслового содержания, обречены надоедать через год-два после выпуска. Разработчики только в выигрыше − штампуй себе бесконечные продолжения на новых движках и с новой графикой.

Что обидно, Splinter Cell могла бы стать игрой вне времени и вкусов, удели специалисты Ubisoft больше внимания мелочам и сценарию. В тот же Thief 2 до сих пор интересно поиграть, чего нельзя сказать о первой серии приключений Сэма Фишера.

Компьютерная игра становится «вечной» лишь в том случае, если содержание в ней превалирует над формой, если в ней есть смысл − независимо от графического оформления.

Играя в Splinter Cell, постоянно натыкаешься на гениальные находки и достойные идеи. Кажется, дожми разработчик в этом месте и упрости в том, да убери фирменный бред Тома Клэнси, был бы смысл говорить о нетленке. Но рыба ищет, где глубже, а человек − где лучше. «Лучше», как оказалось, наладить серийное производство, не особо заморачиваясь с новшествами. Если в 2002 году Splinter Cell выглядела прорывом, то сейчас больше похожа на похмельного ветерана, занимающего очередь перед пунктом приема стеклотары.

Splinter Cell − качественная игра, но не более того.

Tom Clancy’s Splinter Cell – stealth action от третьего лица, выпущенный канадской компанией Ubisoft Montreal. Геймплей построен на способностях Фишера к скрытному перемещению, включая при этом незаметное устранение живых препятствий. В арсенале имеются акробатика, нехитрый набор ударов, бесшумное огнестрельное оружие и современное техническое оборудование, благодаря которому герой отлично видит даже в кромешной тьме, нейтрализует охрану, подслушивает и подсматривает все, что нужно для выполнения того или иного задания. Игра вышла в 2002 году, на тот момент являясь самой лучшей в техническом плане представительницей жанра.

По дате По рейтингу
Комментарии 1
Splinter Cell − качественная игра, но не более того.

Ну а что еще нужно? Твои придирки выглядят тупо как придирки. На момент выхода игра была шикарной. И замечания по трехглазым очкам – это же игра, она должна развлекать, а не скрупулезно следовать реализму. И товарищ Фишер вполне развлекал геймерскую публику.

0
Тоже интересно
Активные пользователи
Обсуждаемые игры
Топ пользователей
Топ 20 игр