Вход Зарегистрироваться
Танец с драконами – обзор Dragon Age: Inquisition
2
1
0
S.T.A.L.K.E.R: Shadow of Chernobyl

S.T.A.L.K.E.R: Shadow of Chernobyl


Sliva Sliva
1262
0
1

S.T.A.L.K.E.R Shadow of Chernobyl: украинская аномалия

Все мы помним, с какой гордостью Маяковский «доставал из широких штанин», пробуждая вокруг себя неподдельную зависть и любопытные взгляды. Человек Родину любил. Когда поэт любит Родину – это всегда прекрасно. А вот любовь к Родине со стороны игроделов может носить неоднозначный, сложный и порой опасный характер. Дали, скажем, российскому министерству обороны 36 миллионов рублей на ответ Чемберлену. Call of Duty, мол, русских дураками выставляет – зададим американцам жару! Забыли, забыли казначеи самое короткое в мире интервью, когда Карамзина спросили «А что там в России?» и он ответил: «Воруют». Как в воду глядел. Одну половину семизначного гранта без зазрений совести спатриотили, а вторую – наглым образом прорендерили. Между тем, намерения были вполне благими: создать патриотическую компьютерную игру.

А вот вам другой пример патриотизма. В 2002 году, имея на руках продвинутый для своего времени движок X-Ray и пару оригинальных идей, украинская студия GSC, взялась за разработку первой survival FPS на тему Чернобыля. Производство игры заняло почти пять лет, релиз постоянно откладывался, немало раздражая просвещенную публику. Тем не менее, в 2007 году…

Бомж с дробовиком

Я выбегаю из бункера торгаша Сидоровича (учитывая род его деятельности и цифры на ценниках, Сидорович - фамилия). Передо мной простирается открытый для исследования мир, но зачем мне исследование? Я ведь могу делать практически все… Лагерь сталкеров, расположенный посреди разрушенного хутора на Кордоне чересчур многолюден (ну, по крайней мере, мне так кажется). Ситуацию несложно поправить, и я даже знаю как. Если выйти на дорогу и пройти влево, то можно обнаружить ржавый вагончик, внутри которого спрятано оружие. Достаточно разбить деревянный ящик. По пути какой-то братишка просит помочь ему… или добить, чтоб не мучался? Извини, ствола нет.
ce22674.jpg
В следующую минуту ствол на руках – пистолет с глушителем, патроны. Пока я искал вагон, за мной гнались какие-то облезлые собаки. Черт, терпеть не могу беспризорных шавок – чего доброго, покусают… Придется потратить пару пуль на первую (и самую злую) – остальные разбегутся сами. Ну, что? Разрядим демографическую обстановку? Иду обратно, в лагерь сталкеров. Первый же встречный приказывает мне спрятать пистолет куда подальше. Не тут-то было – резким хэдшотом я отправляю наглеца в сталкерский рай. Что тут началось! Ребята засуетились, побросав поедание тушенки и песни у костра: кто-то пошел в обход, прячась за стенами, кто-то решил атаковать меня в лоб. Вы в своем уме вообще? Обходные маневры – моя профессия. Успокоив еще пару дерзких искателей приключений, взбираюсь по лестнице на шиферную крышу. С высоты птичьего помета вижу, что кое-какие сталкеры никак не отреагировали на происходящее – продолжают спокойно сидеть у костра, делая вид, что их это не касается. Испугались? Ладно, вас я прикончу последними.

Пытаться выбить меня с крыши – все равно, что небо штурмовать. После перестрелки я, не выполнив ни одного квеста, стаю владельцем автомата Калашникова, нескольких обрезов, полудюжины пистолетов, патронов разного калибра и уймы аптечек. Провиант тоже подобран – рюкзак ломится от банок с тушенкой, колбасы, хлеба, водки (а как без нее?). Давненько я не ел консервы у костра. Ах, да, у огня греется пара туристов. Ладно, живите. Я устал. Приятель, ты там анекдот рассказывал, расскажи и мне… Да он ведь не смешной. Ах, ты спорить? Ножом по горлу – на!

Ну, что? Остались мы с тобой вдвоем, дружище. Да ты играй на гитаре, играй. Все ж лучше, чем несмешные анекдоты слушать. Выпьешь со мной водки? За победу, за тех, кого с нами нет. Ой, а заштормило-то как! Перед глазами все плывет! Интересно, из чего гонят эту дрянь? Зато, говорят, радиацию выводит из организма. Что? Вот и я думаю – вранье. Пьяный в Зону пойдешь – вернешься в «грузовике смерти». Настоящему сталкеру нужен надежный ствол, прочный костюм и голова на плечах. Таскать с собой минибар – увольте. Что говоришь? Да, вечереет. А ночью дождь пойдет – я такие вещи чувствую. Слушай, у тебя патронов на «калаш» нет? Как это «каких»? Пять-сорок пять, чудила. Давай меняться: я тебе хлеб с колбасой, а ты мне патроны. Не хочешь? Сам возьму.
87845a4.jpg
И вновь я остался один. Сталкер должен быть одиночкой, ведь так у него больше шансов выжить. Патронов нужного калибра у парня не оказалось. Какая напрасная смерть! Скоротаю время, оставшееся до темноты, за охотой на кабанов. И развелось же их на Кордоне! С обрезом пойду тварей бить. А основную часть взятого с трупов барахлишка спрячу в этот синий ящик. Ба, да тут был чей-то тайник: ПМ и три обоймы. Однако владелец тайника скорее мертв, чем жив. После охоты отправлюсь в сторону железнодорожного моста. Ходят слухи, что на дороге под мостом военные оборудуют блокпост… Проверим, какой там спецназ.

Пронеси чашу сию…

Вот уже несколько дней кряду я пытаюсь разобраться, что за таинственные силы стоят за происходящими в Зоне Отчуждения событиями. Откуда берутся мутанты и почему умудренных опытом сталкеров манит загадочный Монолит? Что скрывает в себе сердце Зоны, полуразрушенный реактор на окраинах Припяти? Я не из тех, кто рыщет по зараженным территориям в поисках хабара, дорогостоящих артефактов, рождаемых смертоносными аномалиями. Я ищу не прибыль, а правду.

Самое страшное – спускаться в подземелья. На поверхности все просто: есть свои, есть чужие. На поверхности, как правило, имеешь дело с живыми людьми. Помог человеку – он поможет тебе, обидел кого – будут преследовать. Под землей же царит ужас, во тьме блуждают кровососы, притаившись, ждут очередную жертву снорки. Не приведи бог, контролера встретишь – тогда твое дело швах. Правда, попадаются и люди, но что это за люди? Их отторг нормальный мир, а затем отторгла даже Зона. Скрываясь от посторонних глаз, они вынашивают планы вероломных вылазок, копят в тайниках свои сокровища – артефакты, пищу, боеприпасы…
98765a5.jpg
Кажется, я нащупал кое-какую зацепку, посетив подземные уровни лаборатории Х-16. Нужно будет показать информацию Бармену, местному заправиле, держащему заведение на территории группировки «Долг». Долговцы – славные ребята, щедро платят за выполнение заданий, стремятся оградить Зону от людей, а людей – от Зоны. И еще они, как и я, ненавидят Зону, пытаясь внести хоть какой-то порядок в порождаемый ею хаос. Недаром их помощь пригождается ученым. Я искренне надеюсь, что исследователи найдут управу на ту заразу, которую источает реактор. А если окажется, что «Долг» и наука преследуют тайные цели, если я узнаю о заговоре с целью спасти Зону, то… я за себя не ручаюсь. Так или иначе, я спасу человечество от расползающегося зла.

Умение блох подковывать

Основной сюжет игры S.T.A.L.K.E.R: Тень Чернобыля можно пройти часов за пять-шесть, но концовок здесь предусмотрено сразу несколько. Причем, есть «неправильные» финалы (игра заканчивается под крышей саркофага четвертого блока ЧАЭС) и «правильные» - две концовки, доступные после успешной борьбы с монолитовским гипнозом («иди ко мне», да?). Между тем, сюжет оригинального «Сталкера» вполне линеен. Разумеется, мы найдем кучу второстепенных квестов, способных затянуть процесс на добрый десяток часов, однако большинство этих квестов не предлагает нам ничего нового: принеси, защити, найди, спаси.

S.T.A.L.K.E.R интересен другими инновациями. Как вам, например, понравится модель износа оружия? Каждый ствол от активного использования портится, а, испортившись, начинает давать осечки. И так до тех пор, пока не придет в полную негодность. Для разных видов оружия предусмотрены патроны различных калибров – все как в жизни. К тому же озвучка и баллистика выстрелов выполнены намного лучше, чем в вышедшем годом позже популярном шутере Battlefield: Bad Company. Для полноты картины стоит отметить улучшаемость некоторых стволов (прицелы, глушители, подствольные гранатометы).
7e4a67b.jpg
Вторая пригоршня «изюминок» представлена RPG-компонентой. Протагониста, сталкера по имени Стрелок, нужно периодически кормить, заботиться о его репутации (предусмотрены ранги, но они, по сути, ни на что не влияют). Нажатием одной клавиши открывается типично-ролевое окно инвентаря, в которое можно помещать самые разные предметы – как обнаруженные в рюкзаках побежденных врагов, так и подобранные на территории локаций. Да, и торговля доступна тоже, причем, не только с торговцами, но с любым из сталкеров. Список предметов широк: оружие, боеприпасы, пища, одежда, аптечки, антирады и, наконец, артефакты. Артефакты можно продавать или закреплять на поясе героя – в этом случае повышаются какие-нибудь характеристики (скажем, выносливость, необходимая для пробежек). Кроме того, собственные характеристики имеют костюмы и комбинезоны: во что-то стоит облачиться для эффективной защиты от радиации, а во что-то – для уменьшения урона от пуль. Сильные ассоциации с жанром RPG вызывает обилие диалогов, которые, как и квесты, бывают нужными и пустопорожними. «Ролевую» атмосферу нагнетает поведение NPC. Все персонажи заняты каким-нибудь делом: кто-то играет на гитаре, греясь у костра, кто-то отбивается от стаи собак, кто-то травит анекдоты и байки о жизни Зоны, а попадаются и такие сталкеры, которые не обойдутся без нашей помощи (раненому можно аптечку дать, например). Увы, перемена отношения к Стрелку со стороны NPC работает лишь в одну сторону. Растолкуем: если персонаж сменил нейтральность на дружелюбие (ну, помогли вы ему), то пользы от такой трансформации ни на грош, а если NPC перескочил с нейтральности на враждебность, то жди беды. Хорошим быть нельзя по определению (ангельская репутация скажется разве что на одной из «неправильных» концовок). К счастью, подобные нюансы совсем не раздражают.

Герой не всегда действует в одиночку. Он волен принять сторону противоборствующих группировок – «Долга» или «Свободы». Но, выбрав одно из сообществ, Стрелок автоматически ссорится с другим. Группировки «Монолит», «Бандиты» и «Военные» по умолчанию враждебны. Достойна восхищения проработка идеологии каждого из сообществ – по сути, вы выбираете не соратников, а близкий вам образ мышления. «Долг» ратует за порядок и уничтожение Зоны, «Свобода» не преследует никаких целей, кроме анархии с легким намеком на внутригрупповую субординацию. Причем, идеология отражается на манере общения персонажей. Все NPC озвучены профессиональными актерами, поэтому общение с ними не сводится к чтению реплик (но почитать, конечно, тоже придется). Каждая группировка имеет свои зоны влияния и, за исключением «Бандитов», подконтрольные сооружения (либо, как в случае с «Долгом», целую подконтрольную локацию).

Не будем забывать о том, что «Сталкер» - это все-таки FPS. Игра не страдает дефицитом стволов, но самые убойные образцы Стрелок находит лишь под конец основной сюжетной линии. Традиция оставлять лучшее напоследок перекочевала в шутер из 90х годов. Кто мешал разместить качественные товары на прилавках торговцев, а не предлагать нам баловаться любимыми игрушками за полчаса до финала? С торговцами вообще нехорошо получилось – к концу игры Стрелок носит с собой сотни тысяч игровых денег, на которые просто нечего купить – из нужных товаров вам предложат разве что патроны, а «продвинутые» модели винтовок и комбинезонов придется получать за выполнение квестов либо добывать в отчаянной борьбе. С торговлей та же самая история, что и с рангами - если бы разработчики выбросили ее из игры, ничего бы не изменилось.

http://www.youtube.com/watch?v=uQ-zIPavxmA

Как бы там ни было, главным «оружием» «Сталкера» была и остается мастерская передача атмосферы постапокалиптического мира. Такой любви к деталям не найти ни в одной другой игре. Причем, все 19 локаций, вошедших в «Тень Чернобыля», имеют собственный неповторимый стиль и, в общем-то, легко узнаваемы. Брошенные заводы, станции, лаборатории и даже мертвый город Припять – на всем лежит печать катастрофы и запустения.

Тема патриотизма раскрыта

... в 2007 году студия GSC выпускает игру мирового уровня – с передовой на тот момент графикой и впечатляющей атмосферой. «Сталкер» заставил весь мир говорить об украинских разработчиках, подняв новую волну интереса к событиям 1986 года на Чернобыльской АЭС, да и к проблеме Чернобыля в целом. В игре, конечно, есть недочеты (в первую очередь, ароматный букет багов, лагов и прочих вылетов), но они не идут ни в какое сравнение с тем удовольствием, которое испытываешь, погружаясь во вселенную зоны отчуждения, живущую по собственным законам. О всенародной любви к игре свидетельствует огромное количество любительских модов (по этой части «Shadow of Chernobyl» до сих пор не знает себе равных). Вот почему «Сталкер» - патриотическая игра, хоть в ней нет «тупых американцев». Также патриотизм игры виден в том, что ее разработка не потребовала миллионных вливаний из государственного бюджета.

S.T.A.L.K.E.R: Shadow of Chernobyl на момент своего выхода (в 2007 году) демонстрировала превосходную графику, просторные локации, общая площадь которых составляет 30 квадратных километров и уникальный сеттинг, включивший некоторые заимствования из произведений братьев Стругацких и посвященный недалекому будущему зоны отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС. Система искусственного интеллекта A-Life позволила вселенной «Сталкера» жить собственной жизнью.

По дате По рейтингу
Комментарии 1
Полностью согласен с автором поста - гордости есть маленько))
0
Тоже интересно
Активные пользователи
Обсуждаемые игры
Топ пользователей
Топ 20 игр