Вход Зарегистрироваться
Танец с драконами – обзор Dragon Age: Inquisition
2
1
0
Ретроспектива Tomb Raider. Третья часть

Ретроспектива Tomb Raider. Третья часть


PaulWeston PaulWeston
1073
0
0

Как я уже писал ранее, к третьей части франчайз выродился непонятно во что. Джунгли Индии, племена каннибалов и динозавры, база с летающей тарелкой в Неваде, роботы, стреляющие лазерными лучами, прогулки Лары в латексном костюме по лондонским крышам и, наконец, злой и страшный финальный босс, «человек-поук» – весь этот цирк с конями ну никак не вязался с разграблением гробниц. Даже самые преданные фанаты устали от прыгающей на экране задницы в шортах и смекнули, что Tomb Raider – это боль и пустота.

Глядя на все это народное недовольство, в четвертой части студия Core Design решила вернуться к истокам серии: гробницы, гробницы – и ничего кроме гробниц! Ларе купили билет на самолет и отправили ее в Египет, искать приключения на свою пятую точку. Ставка сыграла – Tomb Raider 4 разошлась тиражом в 5 миллионов проданных копий, став самой кассовой в серии. Она же стала лебединой песней первого поколения игр о Ларе. Впрочем, не будем торопить события.
2aa2f27.jpg

Tomb Raider 4: Last Revelation (1999; PC, Playstation, Dreamcast)

Камбоджа, 1984 год. Юная Лара Крофт вместе с всемирно известным археологом Вернером Фон Кроем ищет легендарный артефакт Изис. Нет, вы только представьте! Маленькая девочка и старый немец неприятной наружности бродят по безлюдным развалинам Ангкор-Вата в самом сердце камбоджийских джунглей. Если бы героиню звали Лолитой, а ее наставника – Гумбертом, то, конечно, все могло бы закончиться печально. А так дело ограничивается физкультурными мероприятиями: Фон Крой заставляет Лару ползать на четвереньках, карабкаться по отвесным стенам, раскачиваться на канатах и прыгать через бездонные ямы, утыканные метровыми кольями. Вот такой вот (не)навязчивый туториал в Last Revelation.

cb994a4.jpg

И все бы ничего, но управление такое же неудобное, как и в предыдущих частях. Кажется, что играешь не грациозной девочкой, а каким-то неповоротливым сумоистом. Не говоря уже о том, что Tomb Raider 4 вообще игнорирует мышь – только клавиатура, только хардкор! Справедливости ради, замечу, что и на джойпаде играть неудобно.

a139525.jpg

Как только герои обнаруживают артефакт в Ангкор-Вате, Фон Крой пытается его забрать с собой. Археологическая жадность приводит к трагическим последствиям: храм рушится, старик оказывается погребен заживо, а Лара едва успевает спастись. Мораль истории? Не гуляйте по безлюдным местам с подозрительными дядьками. И не трогайте древние артефакты!

Но что же мы видим дальше? Спустя 16 лет Лара – уже всемирно известная искательница приключений (читаем: черный археолог) – отправляется в Египет, чтобы вскрыть очередную гробницу. Порочная страсть девушки к «тумрейдерству» приводит ее в усыпальницу Сета – древнеегипетского бога хаоса, войны и смерти. Недолго думая Лара забирает из саркофага амулет. И не важно, что надписи на стенах гробницы запрещают трогать артефакт под угрозой наступления конца света. Героиня хочет блестящую штуковину с драгоценными камушками! И она ее получит!

9b99375.jpg

Разумеется, по законам жанра амулет трогать не стоило: Сет просыпается и устраивает апокалипсис на территории Египта. У Лары есть несколько дней на то, чтобы успеть оживить еще одного древнеегипетского бога – Гора, который может остановить гибель человечества. Но для этого придется собрать все его доспехи, рассеянные по Египту много сотен лет тому назад. По ходу пьесы выясняется, что Фон Крой жив-здоров и вместе с армией головорезов пытается помешать Ларе спасти мир от Сета.

8e37b67.jpg

Словом, сюжет получился неожиданно интересным и оригинальным. А повествование – более мрачным, чем в предыдущих частях. На протяжении всей игры мы наблюдаем, как Египет медленно погружается в хаос апокалипсиса. Небо затягивается кроваво-красными тучами, мертвецы поднимаются из могил, захватывают и разрушают Каир, египетские военные отчаянно отстреливаются от нежити и т. д. Все эти сценки и создают угрюмую атмосферу Tomb Raider 4 – если, конечно, ухитрится не обращать внимания на нелепые крики и стоны прыгающей задницы с буферами (угу, и то, и другое героине увеличили).

bc1e62d.jpg

Остальные нововведения в четвертой части, по «доброй» традиции серии, незначительны: добавлены два вида оружия (арбалет, револьвер), Лара освоила несколько акробатических трюков (раскачивание на канатах, ползание по шестам и т.д.), появилась возможность комбинировать предметы в инвентаре (для решения квестов).

78a5bfa.jpg

Фактически, Tomb Raider 4 стала переосмыслением лучших моментов серии. Расхищение гробниц? Да практически всю игру! Разнообразие противников и боссов? Угу, ниндзя, мумии, мертвые крестоносцы, минотавры, скарабеи, скелеты, доппельгангер (как в первой части) и дракон (как в сиквеле). Квесты? Самые разнообразные: начиная манипуляциями с рычагами и спринтерскими забегами по движущимся платформам, заканчивая интеллектуальными забавами вроде игры в сенет (египетские шахматы).

4d7dc1b.jpg

Сделав упор на исследование гробниц (головоломки, прыжки, сражения), Core Design разбавила геймплей аркадными моментами – Лара мчится на джипе по Долине Царей, лихо скачет по развалинам Города Мертвых на мотоцикле, сражается с врагами на движущемся поезде. А камера то и дело выхватывает невероятно эффектные ракурсы, превращающие игру в интерактивный приключенческий фильм.

b3be9f1.jpg

При этом Лара все время острит и забавно комментирует происходящие события. Говорите, подозрительно похоже на Uncharted? Так и есть – Tomb Raider 4 была «анчартедом 90-х». Да, с уродливым управлением, с зубодробительными паззлами, но тем не менее…

4a4efdf.jpg

Tomb Raider 4 – первая игра франчайза, в которой не участвовал композитор Натан Маккри. Его место занял не менее талантливый Питер Коннели, создавший саундтрек в египетском стиле с использованием аутентичных восточных инструментов. Традиционно для серии, музыка звучит только во время важных (или напряженных) моментов игрового процесса; большую часть времени мы слушаем звуки окружающего мира. Угрюмое ворчанье скелетов в катакомбах, завывания ветра в пустыне, шепот осыпающегося песка, зловещий треск факелов в погребальных камерах – от всего этого в буквальном смысле бегут мурашки по коже.

400c54d.jpg

Но самое поразительное в четвертой части – это сам игровой мир. Он огромный, целостный и максимально разнообразный (несмотря на то, что все действие происходит только в Египте). Обновленный движок рисует дивной красоты уровни: узкие улочки Каира, развалины Александрии, подземные гробницы, храмовые комплексы, пирамиды и катакомбы. Локации органично перетекают одна в другую – нет ощущения случайного нагромождения уровней, как в прошлых частях франчайза.

7ffb12c.jpg

С другой стороны, нелинейность игрового мира (возможность посещать заново локации для поиска секретов и решения сюжетных задач) очень сбивает с толку. Карты ведь нет, а уровни многоярусные и запутанные, забитые под завязку врагами и ловушками. И все это плавно подводит нас к следующей особенности геймплея: героиня часто умирает. Гораздо чаще, чем в прошлых частях.

0a2581d.jpg
Смерть постоянно дышит Ларе в спину. Легко оступиться во время прыжка и упасть на дно ямы с кольями. Или замешкаться и стать трапезой для сотен плотоядных скарабеев. Или задохнуться под водой, запутавшись в хитросплетениях затопленных туннелей. Легко! Сгореть заживо, отравиться ядом скорпиона, быть разрубленной на куски хитроумной ловушкой, словить заряд дроби в голову…

И пройдя через весь этот ад, сохранив героиню целой и невредимой, что же мы видим в финале? Лара погибает под обломками коллапсирующей пирамиды (Сет повержен, но какой ценой!). Абсурдный финал для эпической истории о спасении мира? Пожалуй, да. Но если взглянуть на все это с позиции разработчиков…
b45b2ae.jpg

Серия давно уже билась в предсмертных судорогах. Ежегодно выходила новая часть франчайза, эксплуатирующая одни и те же идеи. Да, Tomb Raider 4 стала самой масштабной, мрачной и проработанной игрой за последние несколько лет (за вычетом управления и сложности), но… игроки пресытились всем этим. Тех же самых гробниц в четвертой части оказалось слишком много – к финалу игры вырабатывалась стойкая идиосинкразия ко всему египетскому (и, как следствие, ко всему, что имело заголовок Tomb Raider). Устала и Core Design, которая последние несколько лет создавала игры в максимально сжатые сроки (качество, понятно, страдало).

Вот поэтому Ларе на голову и обрушили целую пирамиду – по-другому культовые героини просто не могут умереть.

11bb76a.jpg

Tomb Raider: Chronicles (2000; PC, Playstation, Dreamcast)

Однако уже в следующем году вышла следующая часть франчайза. Да, жадного издателя Eidos мало интересовало кто там и отчего устал. Мол, сказано в контракте у разработчиков «каждый год создавать игру про Лару Крофт» – вот пускай и создают, пока народ голосует долларом. Пришлось Core Design изворачиваться, ведь героиня-то официально погибла в Египте. Нет, воскрешать Лару не стали – поступили хитрее.

События Tomb Raider: Chronicles происходят сразу же после финала четвертой части. Друзья погибшей искательницы приключений собираются в фамильном особняке Крофт. И чтобы почтить память умершей, рассказывают друг другу истории о Ларе. То есть, перед нами набор из четырех миссий, никак не связанных между собой.

4b3739c.jpg
В первом акте игры Лара ищет Философский камень в Риме. Поиски завершаются битвой с, хм, трехголовым драконом (похоже, у разработчиков пунктик насчет огнедышащих тварей – они появляются в каждой игре).
59a0fc4.jpg
Второй акт разворачивается в стране медведей, ушанок и балалаек. Лара охотится за осколком легендарного Копья судьбы, который находится в трюме затонувшей немецкой субмарины. Героиня зачищает русскую военную базу, проникает на подлодку и даже плавает под водой в спецкостюме.
950f3ff.jpg
Третий акт, по злой иронии, настолько же прекрасен, насколько и ужасен. Да, задумка сама по себе отличная: молодая Лара (дело происходит еще до визита в Камбоджу с Фон Кроем) попадает на заброшенный остров, населенный существами из ирландского фольклора. Привидения, хоббиты, призрачные всадники и подводные ведьмы скрашивают досуг юной британской леди.
60b2171.jpg
Героиня оказывается в этом негостеприимном месте безо всякого оружия и снаряжения. Локация очень мрачная и атмосферная: скалистая местность, непрекращающийся дождь и древние развалины, скрывающие тайны прошлого. А где-то поблизости зловеще рычат страшные твари. В общем, такой себе хоррор-эпизод про Лару.
5357068.jpg
Но и тут Core Design облажалась! Стартовая локация острова, по сути, представляет собой лабиринт из отвесных скал, испещренных тоннелями. Можно часами кружить вокруг да около, не понимая куда идти. А дальше сложность только возрастает: нас ждет сеть подводных пещер, жуткая головоломка с вращающимся мостом, склепы со скелетами (Лара, напомню, безоружная) и водяная мельница (не спрашивайте, почему она выглядит как огромная башня). Обидно, что при всем этом головоломном (в прямом смысле) безобразии сюжет в третьем акте выше всяких похвал (если вкратце, Лара должна снять проклятие с острова). Но кто смог насладится им?
dd37423.jpg

И, наконец, четвертый акт. Лара грабит небоскреб Фон Кроя, в недрах которого спрятан артефакт Изис (да, тот самый из четвертой части). Латексный костюм, автомат «МП-5», стелс и киборги. В общем, какая-то «Миссия невыполнима», а не старый добрый «тумрайдер».

cd53dde.jpg
По сути, у Core Design получилась не полноценная игра, а сборник лучших идей серии. Если, конечно, кривое управление, устаревшую графику (в 2000 году движку исполнилось пять лет!) и громоздкие головоломки можно было назвать лучшими идеями. Игра, что закономерно, провалилась в продажах (1,5 миллиона копий). Даже Eidos поняла, что концепция игры безнадежно устарела, и серия нуждается в перезагрузке.

Поэтому не удивительно, что в финале Tomb Raider: Chronicles дается толстый намек на то, что Лара жива – Фон Крой находит ее рюкзак под развалинами пирамиды. И это подводит нас к шестой части Tomb Raider. О ней и поговорим в следующей части ретроспективы. А чтобы подогреть интригу, намекну, что Tomb Raider: Angel Of Darkness – это Aliens: Colonial Marines начала двухтысячных!

Всем археологический привет! Сегодня в выпуске: четвертая и пятая части Tomb Raider, завершающие первое поколение игр о Ларе.

По дате По рейтингу
Комментарии 0
Нет результатов.
Тоже интересно
Активные пользователи
Обсуждаемые игры
Топ пользователей
Топ 20 игр