Вход Зарегистрироваться
Танец с драконами – обзор Dragon Age: Inquisition
2
1
0
Обзор Persona 4 Golden – Отношения по-японски

Обзор Persona 4 Golden – Отношения по-японски


InterPaul InterPaul
814
0
0

Обзор Persona 4 Golden в двух словах. Это не просто переиздание, заточенное под мобильную платформу, а заметно улучшенная по всем параметрам игра. Хотя поклонники сошлись во мнении, что даже если в Golden не было бы ни единого изменения, они все равно вернулись бы в эту необычную вселенную, ведь она того стоит. Пожалуй, они правы.

Очень странная игра

По правде говоря, я далеко не поклонник как японских ролевых игр, так и аниме. За всю жизнь посмотрел не более десятка японских мультфильмов и прошел около 25 самых громких jRPG, поэтому особо Persona 4 Golden не ждал. Но удивили отзывы западных критиков (игра еще не вышла на территории Европы): по данным Metacritic у сабжа средний бал – 94, и это самая высокооцененная игра на PS Vita. Благодаря услугам толковых барыг, решил и я ознакомиться с первой своей игрой во вселенной Persona.

Проект этот, я вам доложу, очень странный, и мне больше всего напоминает Resident Evil 4 и Plants vs. Zombies. Нет, не геймплеем, игровой процесс здесь – это смесь данжн-кроулера, японской RPG и интерактивной новеллы. Сама подача здесь как в названных мною играх. Вот ты играешь 5 часов, а по сути, это ты только обучение прошел и еще даже 5% всего контента не видел.

А когда через 32 часа я поймал загадочного убийцу, из-за которого и был весь сыр-бор, и начал уже было ждать финальных титров, словно как в творении Синдзи Миками, игра сделала финт ушами и продолжила рассказывать историю. Причем как потом выяснилось – это я всего половину игры прошел.

8c2e83c.jpg

А PvZ мне Persona 4 Golden напоминает потому, что ты вроде как уже играешь-играешь, играешь-играешь, а разработчики неустанно добавляют новые фишки: вот ты теперь можешь рыбачить, жуков ловить, на подработки устраиваться, книжки читать, в кино ходить, смотреть шоу, заводить отношения, записываться в спортивные и театральные кружки, сайд-квесты выполнять, учиться, исследовать... Черт, да я всего и перечислить-то не смогу! И ведь каждое из этих действий так или иначе полезно.

Странность игры заключается и в том, что первые часа четыре тебе просто рассказывают историю. Ни боев, ни прокачки, ни исследования – грубо говоря, просто смотришь мультфильм, в котором управляешь главным героем. Потом тебе дают парочку хилых соперников, которых ты тут же всухую побеждаешь, говорят, какой ты молодец... Раз! И швыряют исследовать подземелье, на прохождение которого уйдет не менее пары часов. Одним словом, тебя постоянно удивляют.

Как вам финальный босс уровня, сразу после которого следует еще один, более мощный (а к тому времени и бутылочек с полезными зельями будет поменьше), или целый ряд интриг и действительно крутые и неожиданные концовки (да, их тут несколько), или превращение игры в классический квест, с поиском предметов и нужных людей, диалогами и прочими атрибутами адвенчур? Давно у меня не было такого чувства, будто бы одновременно играешь в несколько игр. Причем хороших.

a6863ff.jpg

Для заинтересовавшихся расскажу на какие основные куски делится Persona 4 Golden. Во-первых, социальная часть. Главный герой приезжает из большого города в ПГТ, где ему приходится заводить новых друзей и знакомых, а заодно и распутать череду загадочных событий. Если с кем-то получилось сблизиться – в разделе «Социальные связи» появляется новый пункт, который нужно развивать.

Зачем это надо? Да затем, что постепенно сближаясь с персонажами, мы прокачиваем свои Персоны (которые выступают в роли ангелов-хранителей, наделяя персонажей магическими приемами и защищая от некоторых видов стихий), а также получаем новые бонусы. Но это поверхностно.

Повторюсь, здесь несколько часов длится обучение – что же вы от меня хотите, чтобы я в двух словах все рассказал? Ладно, ладно, попробую. Допустим, у нас есть хорошо прокаченная Social Link “Fool”, соответственно, при скрещивании полученных персон, которые можно найти после боев и комбинировать в Violet Room, те, которые относятся к типу “Fool” – получат дополнительный опыт.

Или, скажем, мы хорошо ладим с одним персонажем: провели с ним много времени в кабаках, оказали ему пару услуг, душевно поговорили и т.д. Если это боевой персонаж, он сможет помогать убивать противников в схватке. Если не боевой – то улучшать получаемые бонусы после боя: бусты золота, опыта, улучшенные карточки умений и многие другие. Проще говоря, дружить с местными персонажами просто необходимо.

fd1f6e1.jpg

Также в свободное от боев время, окромя гулянок с дружками и подружками (с последними, разумеется, можно вступить в более глубокую связь), можно проводить время за книгами, исследованиями, или работой. Чуть ли не каждое занятие будет улучшать характеристики нашего героя, будь то смелость, знания, экспрессия и так далее. Все эти характеристики не только повышают нашу эффективность в бою, прибавляя хит поинты или местную ману, но и открывают новые ветки в диалогах.

Допустим, наш персонаж – трус. Пока он такой, он не сможет, скажем, флиртовать с сексуальной молодой учительницей или отправиться в локацию, где по слухам обитают призраки. Тупого героя не возьмут на работу переводчиком, а без навыка «Понимание» не допустят на высокооплачиваемую подработку в детский парк – там все-таки следить за детишками надо. А ведь деньги в Persona 4, не говоря уже про прокачку Социальных связей и характеристик, очень важная шестеренка в механизме игры.

Даже вернувшись победителем после зачистки очередного многоэтажного подземелья с сотней тысяч йен в кармане, продав найденное барахлишко местным торговцам, придется потратиться на обновление инвентаря. Отсчитывать купюры герой вынужден не только за себя, но и еще за трех персонажей, а каждый предмет, будь то новая броня, мощное магическое кольцо или еще более крутой меч, стоит целое состояние...

И вот именно этим цепляет игра в первую очередь: тебе всегда есть чем заняться. На каждое задание тебе дается пара игровых недель, за которые придется и денег подзаработать, и прокачать что-нибудь, и мини-квесты выполнить, при этом постоянно помнить, что время ограничено, и если финальный босс уровня не падет к заданной дате (которую до последнего вам не скажут), придется жать рестарт. Одним словом, приходится со всей ответственностью относиться к своему расписанию, что добавляет напряжения и остроты игровому процессу.

f8b9f17.jpg

Разобравшись с первой частью, перейдем ко второй, боевой. Получив очередную цель, герои могут перемещаться в параллельный мир, где их поджидает очередной многоэтажный комплекс уровней. Каждая из локаций выполнена в уникальном стиле и сопровождается собственной музыкой, не говоря уже про отдельный бестиарий отборнейших уродцев: гигантских запястий, фэнтезийных танков, обезглавленных танцоров и других странных созданий.

Конечно, и на середине пути можно встретить промежуточного главаря, точно также как и уткнуться в финальную дверь носом, читая надпись «Нужен ключ». Какой ключ? Где его искать? Игра может дать подсказку вроде «где-то в этом мире». Я уже говорил, что Persona 4 постоянно удивляет?

По уровню шастают так называемые Тени, по размеру и цвету которых можно определить, насколько мощный соперник нам попадется в бою: мелкие черные ходячие чернила с глазами – слабые мобы, большая красная клякса – жди проблем. Правда, даже один ловкий противник может выбить крит на нашем главном герое, а потом выполнить дубль и... весь этаж придется проходить сначала, поэтому никогда не стоит недооценивать противника, даже если вы вначале выбрали средний уровень сложности.

35b21d6.jpg

Сам бой выполнен в стиле классического jRPG: пошаговая механика, использование предметов и колдовства. Этих самых заклинаний – огромное множество, и это я не упоминаю про магические предметы. На выбор игроку дается огненная, электрическая, ледяная, воздушная, светлая и темная магия, не говоря уже про всевозможные проклятия и благословения.

А ближе к середине игры все чаще начинают появляться противники не только с сопротивлениями или иммунитетами к определенным видам заклинаний, но и с «Магическими Зеркалами», что добавляет перчинку в бой: ты уже не лупишь на первом же ходу своими самыми мощными заклинаниями, которые могут отразиться на тебя же (а это 100% Game Over), а осторожно изучаешь противника, узнаешь его сильные и слабые стороны. А так как видов противников здесь около сотни, многочасовые стычки вообще не надоедают.

Хотя, уверен, не каждый вытерпит столь длинные боевые походы, однако что поделать – это свойство всех jRPG. Тем более как тут не убивать каждого встречного, а потом возвращаться и еще раз зачищать пару этажей, если в Persona 4 такие боссы! Миллион здоровья, отсутствие слабых мест и набор смертоносных заклинаний. Как хочешь – так и убивай.

5b48008.jpg

Дойдя до босса, который, истратив половину здоровья, начинал пускать массовые заклинания, моментально убивающее всех в твоей команде, включая тебя, я думал, что на этом мое знакомство с игрой закончится. Ибо как такого «замечательного человека» можно убить – понять решительно не мог. В итоге все-таки и с ним удалось справиться, более того, дальше меня ждали еще более суровые соперники. В такие моменты Persona 4 Golden напоминает Dark Souls, олд-скульную игру с хардкорным геймплеем, и это я все еще говорю про Normal!

Что творится на Харде, или на Мега Харде – даже страшно представить. В описании написано, что они предназначены для игроков, обожающих боль и страдание. Охотно верю.

Тех. Persona’л

Оригинальная Persona 4 была выпущена в 2008 году на консоли PlayStation 2 (когда уже не первый год была доступна PS3), поэтому многих волнует вопрос: как выглядит Golden издание. Отвечаю: над переизданием хорошенько поработали. Выглядит игра отлично, даже учитывая не самое продвинутое сглаживание. Не Uncharted: Золотая Бездна, нет, но очень достойно для портативного уровня.

df0d434.jpg

К звуку у меня тоже претензий нет, хотя опасался худшего: все-таки это японская игра, и без всех этих эмоциональных криков чуть ли не по любому поводу и странной музыки не обходится ни один из проектов. На счастье, английская озвучка получилась отличной: визжат мало и только пара персонажей, актеры подобраны отлично, все играют на твердую пятерку.

Музыка тоже получилась превосходной. Напомню, на каждую боевую локацию отведена своя мелодия, а слушать плохой трек под 2-5 часов с перерывами никому не захочется. Но нет, что инструментальные композиции, что песенки, включая японские, слушать приятно. Особенно порадовали треки в стиле pop и j-rock.

Что касается нововведений, то по сравнению с оригинальной Persona 4 имеет стандартный набор добротного ремейка: подтянутый внешний вид, новые персонажи, новые ветки в диалогах, Персоны, способности, костюмы и остальное по мелочевке. Кроме этого, в Golden-версии появился новый подраздел- TV, в котором можно пересмотреть все увиденные ролики и почитать дополнительную информацию о мире игры. Также хотелось бы отметить сетевые компоненты, ловко вставленные в синглплеерную игру.

7b99803.jpg

В любой момент (точнее часов через 5 после начала, когда эта функция становится доступной), в «мирное» время игры можно узнать, чем именно занимались другие игроки в это же время: скажем, в Persona 4 пятое августа, выходной, делать вроде как нечего. Нажимаешь пальцем на специальную зону экрана – и вуаля, видишь, как с пользой можно провести этот день. Это очень поможет новичкам, ранее не знакомым с серией и теряющимся в этом мире. В «боевом» режиме игроки и вовсе взаимодействуют друг с другом в режиме online.

Кооператвного прохождения или мультиплеера как такового нет, но можно послать сигнал SOS, и если другие игроки которые находятся в сети соблаговолят нажать «Send aid», при следующем бое у всех персонажей восстановится немножко здоровья с маной. Вроде и читерство, особенно если постоянно просить помощь, но бонус к HP и SP настолько мал, что его практически не замечаешь. Тем не менее, опять же новичкам будет немного проще.

Персональный выбор

Очень хотелось бы рассказать про многогранный сюжет, разделенный на несколько частей, поближе познакомить читателей с персонажами, еще подробнее раскрыть боевую систему и попробовать дать наставление новичкам, ведь игра, как я уже говорил, непростая.

Однако и так получилось много, а на счет истории – извините. Здесь вся суть заключается в похищении персонажей и их последующем освобождении, поэтому я просто заспойлерю, если начну рассказывать о действующих лицах. Могу лишь сказать, что сюжет Persona 4 напоминает остросюжетный детектив и обязательно понравится всем любителям этого редкого сегодня в играх и кино жанра.

Среди недостатков Persona 4 Golden лично я могу перечислить всего несколько пунктов. Во-первых, Persona позиционирует себя как игра для взрослых, о чем намекает рейтинг и затронутые серьезные темы в сюжете, однако так как мы играем за пятнадцатилетних школьников, ряд диалогов будет посвящен наивным подростковым проблемам, которые слушать откровенно скучно.

И я сейчас не про сами внутриигровые уроки – там, как раз-таки, очень интересно, а про «школа задолбала», «мне не везет с девчонками» или «а что делать, если нравится подружка». Благо, есть кнопка «Х» и «Start», с которыми унылые отрезки можно быстро промотать.

442ca0b.jpg

Во-вторых, все-таки немного смущает баланс сложности. Ты можешь разбрасывать на последнем уровне всех мобов одной левой, но потом подходишь к боссу, который тебя одним щелчком отправляет в нокаут, намекая, что ты еще плохо прокачан для него.

Также есть недостаток в системе сохранений: никаких чекпоинтов, только ручное сохранение в специальных точках, которых можно не видеть по несколько часов. Для портатива это не проблема – свернул, и готово, но все-таки мало ли какие ситуации бывают – обновление прошивки, и кто-то случайно закроет игру... Ну и, конечно же, японский менталитет дает о себе знать: все эти мальчики, похожие на девочек, и девочки, переодетые в мальчиков, понравятся далеко не каждому.

И теперь ответ на главный вопрос: стоит ли брать PS Vita ради Persona 4 Golden? На мой взгляд – да, стоит. Потому что это не «шутерок» на пять часов, или современное подобие ролевых игр а-ля Amalur, а огромное приключение на 60 часов с наконец-таки человеческой сложностью (кошусь в сторону Final Fantasy XIII), после которого тут же жмешь New Game+ и начинаешь уже следующее прохождение, которое не будет похоже на предыдущее.

Это игра, с которой обязательно должен познакомиться каждый, кто в свое время проводил сотни часов за лучшими Final Fantasy, кто еле-еле с десятой попытки убивал боссов в Vagrant Story, кто ценит вызовы игроку как в Dark Souls. В общем, каждый, кто воспринимает видеоигры в первую очередь как искусство, любит проекты с душой, и кто просто устал от современных коротких поделок, которые не способны оставить след в памяти.

Переиздание одной из лучших японских RPG времен PlayStation 2 ждали еще на платформе PSP, однако игра задержалась. А потом внезапно вышла на PS Vita. Стоила ли игра свеч?

По дате По рейтингу
Комментарии 0
Нет результатов.
Тоже интересно
Активные пользователи
Обсуждаемые игры
Топ пользователей
Топ 20 игр