Вход Зарегистрироваться
Танец с драконами – обзор Dragon Age: Inquisition
2
1
0

О вкусах не спойлерят


5 самых беспомощных дискурсов тематической прессы и опыт самокритики
Sergeewitch Sergeewitch
357
0
15

Являются ли видеоигры искусством?

346f446.jpg
Думаю, каждый игрок сам находит ответ. С общепринятой точки зрения — да, являются, раз уж разработка игровых правил представляет собой творческий акт, а геймплей — результат творчества, то есть, произведение искусства. Однако если ваши представления об искусстве сложней общепринятых, то рассуждать на данную тему бессмысленно. Тем не менее, различного калибра борзописцы так и ищут возможность порассуждать. Такие лирические отступления — самые жалкие и беспомощные составляющие «профессиональных» обзоров. Зачастую вброс очередного «доказательства» разрастается в неистовый холивар. Впрочем, несмотря на поломанные об мельницы копья, воз и ныне там.

Сюжетные спойлеры портят удовольствие

9367ea7.jpg
Главным достоинством любой хорошей игры является геймплей, а главным недостатком любой плохой — хреновый геймплей. Сюжет, картинка, звук лишь дополняют собой то, что игрок получает с покупкой новой стратегии либо шутера. Вот скажите, сильно ли испортится мое удовольствие от прочтения «Войны и мира», если я узнаю, что Пьер Безухов и Наташа Ростова в конце будут вместе? И сильно ли пострадает мое восприятие пушкинской поэзии, если мне станет известно, что Евгений Онегин застрелит Ленского? Ниху... в смысле, ничего подобного. Сюжетные спойлеры не умаляют привлекательности литературных шедевров, так почему же в глазах некоторых игроков точно такие же спойлеры должны умалять привлекательность игр, в которых сюжет вторичен?

Вы геймплей попробуйте проспойлерить — то-то будет потеха. Даже если получится, то предвзятости по отношению к игре, если ее качества неоспоримы, не возникнет. А когда в игре все держится на сюжете, геймдизайнеры зря кушали хлеб с икрой. То же самое касается литературы, кстати. Если самым сильным впечатлением для вас (как читателя) было убийство Робба Старка, то поздравляю — вы потребитель низкопробного чтива, в котором кроме сюжетной интриги ничего нет — ни ярких персонажей, ни художественных качеств текста, ни глубокого смысла. Кстати...

Глубокий смысл в играх?

64863bd.jpg
Как правило, под таковым подразумевается набор банальных «истин» вроде «крепкая дружба выручит в час беды», «любовь побеждает», «можешь убить всех, но в душе остаться добрым», «используй для победы то, в чем силен» и так далее. Обратите внимание: болезнью поиска глубинного смысла в играх страдают те же самые личности, которые восторгаются нарративом аниме, да и речь чаще всего идет именно о японских проектах вроде Metal Gear либо Final Fantasy. Интересно, а Канта с Лейбницем такие игроумы потянут? Не спешите называть «Призрак в доспехах» глубокомысленным шедевром пока не поняли, что такое японская поп-культура. Пестрая пустышка — вот что. Это не значит, что в Японии остались одни болванчики — с поправкой на ученых (японская генетика, например, одна из самых сильных в мире), да и философов вроде Китаро Нисиды, ничего подобного адекватный человек утверждать не станет.

Однако если мы говорим о поп-культуре (всех этих «глубочайших» играх, аниме, манге), то дым у нее жидковат, а труба низковата. Все рассчитано на людей, живущих настолько быстрыми темпами, что заморачиваться с прочтением того же Канта никто не станет. Комиксы, манга, аниме и FF подают максимально упрощенные представления об устройстве мира и общества, какие только можно вообразить. Вроде брошюр «Весь Аристотель за 45 минут», только с яркими картинками и персонажами-метросексуалами.

Так в чем же, черт подери, проблема, спросите вы. Сегодня в геймдеве заняты лучшие программисты и художники мира, почему бы не привлечь сюда и лучших писателей с учеными? Это неосуществимо, друзья мои. Все крутые штуки от мира науки или искусства чересчур тяжеловесны для широких масс. Например, чтобы понять коммерческий успех нидерландских купцов 16-17 веков вам придется усвоить толстые книжки Фернана Броделя и Джованни Арриги, а пятичасовой сеанс стратегии, будь она хоть трижды исторически достоверной, не даст такой информации. С онтологическими проблемами такая же ситуация — уровень выше детсадовского в играх невозможен по той же причине.

Годный проект берет не философией, а геймплеем. Единственная возможная глубина игры — это глубина продуманности механики, правил, локаций, искуственного интеллекта. А вот игровые журналисты, твердящие

«мы привьем вам хороший вкус»

f7f5551.jpg
похожи на шарлатанов. Их можно сравнить с Мавроди, который обещал научить всех зарабатывать, ничего не делая. Не прививайте мне вкус, я взрослый человек, мои взгляды и предпочтения уже сформировались, я на свои собственные деньги покупаю те игры, в которые играю, и помимо них в моей жизни есть много клевых вещей, поэтому прокачивать скил скоростного нажимания кнопок мне некогда. Я не хочу искать в играх смысл, не хочу чтоб они меня напрягали, для меня они просто развлечение, отдых после работы. Я — основной потребитель, целевая аудитория.

И не прививайте вкус школьнику, это бесполезно. Лучше пиз... в смысле, бейте его по заднице дневником с двойками, чтоб учил законы Ньютона и стихи Тютчева. Понятно, что игры уже формируют вкусы подростков, с этим ничего не поделаешь. Но если уж игровой журналист взваливает на себя педагогическую ношу, то вся педагогика должна сводится к минимизации того времени, которое школьник проведет за видеоигрой. Здоровее будет.

Игровая пресса — панацея от игровой зависимости

Ага, пчелы против меда. Основной посыл тезиса — хороший продукт требует умеренного потребления, типа смаковать его надо. Однако «в эту игру могут играть двое»: чем выше качество игровой журналистики, тем адекватней выбор потребителей и тем сильней давление на разработчиков, вынужденных делать все более качественный продукт. А чем качественней игра, тем они интересней. Дальше додумывайте сами. То есть, вопрос вот в чем: если бы весь алкоголь стал высокого качества, но по доступной цене, уменьшилось бы число алкоголиков?

При всем вышесказанном, я люблю игры. Но, быть может, не в том смысле, в каком их любят некоторые эстетствующие молодчики, пишущие для профильных сайтов и журналов.

Зачем психически и умственно полноценный геймер читает обзоры на сайтах или в журналах? Чтобы узнать, насколько интересна игра, и стоит ее брать или нет. Поэтому обзор должен содержать, помимо краткого введения в сюжетно-геймплейные коллизии, указание на моменты, показавшиеся рецензенту наиболее интересными, а также на явные промахи разработчиков. Вот и все. Однако современная профильная пресса порой содержит совершенно беспомощные вещи, подающиеся с менторским пафосом. Я насчитал пять типов такого вот интеллектуального фимоза (сам грешен, чего уж там), хотя в реальности их может быть куда больше.

Про feature
По дате По рейтингу
Комментарии 15
Интеллигатор, сколько десятков имен и фамилий детей-гениев мне нужно тебе предоставить, чтобы реабилитировать в твоих глазах детские "каляки-маляки" ?
0
Турбина реабилитировала все детские каляки-маляки? Не знал.
0
Intelligator, точки убрал, спасибо за конструктивное замечание. С остальным иди в ж... в смысле, в клуб любителей безрезультатных дискуссий.
0
Интеллигатор, прошу прощения что вклиниваюсь в ваш спор с Сергеевичем, но ваше же утверждение "никто не назовет произведением искусства детский рисунок, интересующий его родителей и друзей" было давно опровергнуто хотя бы такой девочкой как Ника Турбина... Так что высказывание не совсем удачно и уместно.
0
Это пусть с тобой гомосексуалисты всякие спорят, а-ха-ха: "В частности, П. И. Чайковский писал по этому поводу следуюшее: «…ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле этого слова, не существуют для простой забавы; они отвечают гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечений и легких удовольствий»"
0
Собсно, после заголовков точки убери для начала, кросава, а потом ищи опечатки у других )

Ты о чем со мной споришь-то? Я говорю, что называть "произведением искусства" любой "результат творчетва", мягко говоря, некорректно. Ты необходимые условия выдаешь за достаточные. Это смысловая ошибка у тебя в тексте, в доказательстве. (Кстати, из Вики, - где содержится не общепринятая точка зрения, а мнение пары модераторов, - ты тоже приводишь только необходимые условия, не являющиеся достаточными: никто не назовет произведением искусства детский рисунок, интересующий его родителей и друзей.)

А об играх я с тобой не спорю, ты сам все достаточно сказал, и я с этим полностью согласен.
0
«не любой результат творчества являтся произведением искусства».

Здесь проблема в толковании термина «искусство». Искусство очень привязано к мнению социума. Общество диктует, мазня твоя картина или шедевр. Поэтому сейчас можно продавать свои какашки и называть это искусством (да, был прецедент с одним, гм, художником). То есть, любой акт самовыражения потенциально может быть признан искусством. И законотворчество в этом контексте не исключение, равно как и карточные фокусы.
0
"Сосбно", о том и речь. Ценность геймплея определяют игроки, ценность книги - читатели, но не любой результат игротворчества или писательства будет воспринят публикой как "ценный". Еще раз: "творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и ДРУГИХ людей" (это общепринятая точка зрения из Википедии). Мы же имеем право на более глубокие представления об искусстве, но спорить об этом нет смысла. Это софистика.
0
А споры об искусстве в играх действительно бесполезны, тем более когда автор столь четко определяет все сам:

1. "Думаю, каждый игрок сам находит ответ".

2. "Главным достоинством любой хорошей игры является геймплей".

3. "Единственная возможная глубина игры — это глубина продуманности механики, правил, локаций, искуственного интеллекта".

Что тут еще добавишь? )
0
"в древности, когда только появлялись первые законы, в их создании было больше творчества, чем ты можешь представить"
Да и не только в древности. Я, сосбно, как раз об этом. Но их не называют ""произведениями искусства". Я о несостоятельности аргументации: не любой результат творчества являтся произведением искусства, как это написано у тебя. Подставь на место законотворчества хоть карточные фокусы, хоть рисунок несмышленого юнца, хоть художественную дрочку - у тебя все, вне зависимости от ценности, будет произведением искусства. Всякое произведение искусства является результатом творческого процесса, но не наоборот.
0
Тоже интересно
Активные пользователи
Обсуждаемые игры
Топ пользователей
Топ 20 игр