Вход Зарегистрироваться
Танец с драконами – обзор Dragon Age: Inquisition
2
1
0

О MMO с подпиской — или хорошо, или ничего


PaulWeston PaulWeston
1214
0
0

Хроника пикирующего pay-to-play

31 июля студия Bioware объявила, что игра Star Wars: the Old Republic к ноябрю перейдет на free-to-play – а ведь не прошло и года с момента ее запуска в декабре 2011! Игра, на разработку которой было затрачено 300 миллионов долларов! Игра, с великолепным сюжетом, интересными миссиями, дорогущей лицензией Star Wars, которую прочили в убийцы World Of Warcraft. И, вместе с тем, MMORPG в которой не было нормальных игровых механизмов, привычных для успешных MMO (кооператив, торговля между игроками, сбалансированный PvP, модель монетизации). Похоже, Bioware забыли, что разрабатывают не очередной шедевр синглплеера, а мультиплеерный онлайн проект.

c7678d5.jpg

Так или иначе, но теперь последняя из ААА-игр с абонентской оплатой влилась в плотные ряды других высокобюджетных проектов, не сумевших выжить в модели p2p: Lord Of The Rings Online, Аge оf Сonan, EverQuest 2, DC Universe, Fallen Earth, Aion (хотя, русскоязычный сервер до сих пор на p2p), APB, Champions Online, Dungeons & Dragons Online. А буквально на днях список пополнила Vanguard: Saga of Heroes. При этом проекты, некогда находящиеся при смерти, теперь вполне комфортно себя чувствуют и даже приносят деньги. На фоне такой очевидной закономерности релиз The Secret World в формате подписки – сродни хладнокровному самоубийству.

3843639.jpg

The Secret World, запуск которой состоялся месяц назад, позиционируется как «новое слово в жанре», увязшем в тотальном фарминге и гриндинге. Игра распространяется в коробочном варианте (50-60 долларов), месячная подписка стоит 15 долларов, есть магазин (различные свистелки-перделки, не влияющие на параметры персонажа). The Secret World неплохо стартовала, но спустя пару дней с момента запуска игры акции Funcom упали в цене на 40 процентов. Случайность? Вряд ли.

Разработчики подняли нешуточную шумиху, обвиняя во всем случившемся сайт-агрегатор Metacritic, отображающий суммарный рейтинг оценок, выставленных игровыми критиками и простыми игроками. Мол, как это так – геймеры оценили Secret World на 84 балла из 100 возможных, а игрожуры – на 72? А теперь, когда акции ухнули вниз, Funcom вынуждена буквально сводить концы с концами, поддерживая свое отчаянно барахтающееся детище на плаву в безбрежном океане хороших бесплатных (или не очень) MMO.

9564b51.jpg

На самом же деле, все объясняется куда проще: пока что игра не смогла продаться тиражом, достаточным, чтобы с лихвой покрыть 30 миллионов долларов, затраченных на ее разработку. К тому же, в начале августа истекает тридцатидневный срок бесплатной игры для тех, кто купил коробочную версию. А дальше – предполагаются ежемесячные 15 долларов абонплаты, которые, впрочем, Funcom может и не получить. И виноваты в этом не крохоборы-геймеры, зажавшие в потных ручонках мятые зеленые купюры, не Metacritic с его якобы неверными оценками, а сама игра, которая надолго не смогла заинтересовать играющих. Что это за MMO такая, в которой нет ни уровней, ни классов, нет нужды в гильдиях, рейдах и гриндинге мобов, скучная боевая система, малое количество параметров кастомизации персонажа, неудачная PvP модель и невнятная система кооперации игроков?

Зато есть уникальный сеттинг (увы, непонятый многими любителями эльфов-орков), вменяемый сценарий (отсутствие которого – бич большинства MMO), искрометные диалоги, сюжетные видеоролики, зубодробительные квесты (сказался опыт разработки адвенчур Dreamfall и Longest Journey) и Ктулху собственной персоной. TSW – показательный пример того, что нельзя игнорировать интересы целевой аудитории, какими бы хорошими или плохими они не были; рынок таких ошибок не прощает.

Получается, что Funcom наступила на те же грабли, что и Bioware, создав MMO игру, фактически ориентированную на синглплей. Игру, в которой бегать и выполнять замысловатые квесты куда интереснее, чем «отвлекаться» на уничтожение мобов. Поэтому среднестатистический геймер, пробежав вдоль и поперек за 200 игровых часов все сюжетные задания, теряет дальнейший интерес.

d52f78f.JPG

10 августа на сайте компании Funcom появился финансовый отчет, предоставленный обеспокоенным инвесторам. В нем вся вина на вялые продажи The Secret World была, разумеется, свалена на metacritic, но подчеркивалось, что, по сравнению с Age of Conan, запуск игры прошел более удачно.

Спасая положение, Funcom стала с 11 августа распространять TSW через Steam, также, согласно отчету, в ближайшем времени планируется снижение цен, оптимизация существующего контента и добавление нового. При удачном раскладе, по мнению девелоперов, все это поможет сформировать постоянную базу подписчиков. А пока TSW – спустя три недели после запуска! – вынуждена зазывать игроков, устраивая бесплатные игровые викенды. Если предыдущее pay-to-play детище Funcom (Age of Conan) целых три года агонизировало, пока, наконец, его не перевели на free-to-play, то TSW может перейти на перспективную модель уже в течение 12 ближайших месяцев – время другое.

World Of Warcraft – последний из ММОгикан

Защитники абонентской модели с надеждой смотрят на World Of Warcraft, мастодонта среди MMORPG, который, на первый взгляд, уверенно держится на ногах и сдаваться в плен free-to-play не собирается. Но так ли это? Детище Blizzard имеет два козыря, которые позволяют ему оставаться успешным. Первый – это огромная база подписчиков, насчитывающая более 9 миллионов человек и продуманная внутриигровая социальная сеть для их комфортного общения. При этом World Of Warcraft удается много лет удовлетворять всех, поддерживая разные режимы: соло, групповую игру, рейды и PvP. Цена этого разнообразия – прорва человеческих и технологических ресурсов, денег, вбрасываемых в бездонное горнило WoW, которых нет у большинства конкурентов игры.

f4e6f03.jpg

Вторым козырем является обстоятельный подход к созданию и поддержке контента, включающий длительный срок разработки дополнений (ни одна другая MMO не позволяет себе такую роскошь, как двухлетнее создание одного expansion pack) и долгие месяцы тестирования и полировки всех компонентов до зеркального блеска. Разумеется, даже такие меры предосторожности не дают абсолютной гарантии, что все баги окажутся вытравленными из игры, но, по сравнению с другими MMO (ну здравствуй, Secret World), их бывает значительно меньше к релизу.

Вместе с тем, перечисленные достоинства легко могут превратиться в недостатки: так, имея обширное комьюнити, разработчикам все сложнее и сложнее удовлетворять интересы всех; а долгий цикл разработки контента приводит к тому, что игрокам приходиться довольствоваться одним и тем же. И самое страшное для Blizzard, что процесс превращения золота в черепки начался: за три последних месяца земли Азерота обезлюдели на один миллион жителей. В мире бесплатных MMO игроки, пресытившиеся одним продуктом, легко переключаются на другие. Положение может спасти только выход четвертого дополнения (Mists Of Pandaria) для World Of Warcraft, которое отправится «на золото» 25 сентября.

49c7b7d.jpg

На днях стартует условно-бесплатная (купил дистрибутив и играешь) Guild Wars 2, которая имеет все шансы откусить у WoW, как минимум, четверть аудитории, жаждущей новых игровых ощущений. При этом сама Activision в недавнем отчете, предоставленном держателям ее акций, признается: «Если подписчики World of Warcraft потеряют интерес к нашему продукту, а мы не предоставим им новую MMORPG, способную заменить его, наше финансовое положение ухудшится». Это заявление связано с тем, что львиную долю прибыли – 30 процентов от всего годового дохода – Activision Blizzard получает от известно какой MMO.

2e6e163.jpg

Поэтому не удивительно, что Vivendi, родительская компания Activision Blizzard, владеющая 60 процентами их акций, пытается продать свою долю, пока акции не упали в цене. Конечно, учитывая успешные продажи Modern Warfare 3 и Diablo 3, Бобби Котику, директору Activision Blizzard, банкротство пока не грозит, но какой-нибудь десятой по счету «феррари» он, возможно, и не досчитается.

MMO с абонентской платой, давай, до свидания?

Разработчики настолько сосредоточены на копировании World of Warcraft, что на выходе мы получаем вариации на тему: WoW с лучшим сюжетом, WoW с лучшим развитием персонажа, WoW с сисястыми кавайными эльфийками (последнее, впрочем работает) и т.д.

b6c4050.jpg

Поэтому не удивительно, что платить на постоянной основе за такие клоны игрок не хочет и они с позором убегают в стан f2p. И в этом копировании от девелоперов ускользает то, что уже и сам патриарх не так комфортно себя чувствует и остро нуждается в новых идеях. Выживают с «абоненткой» только те игры, которые дают уникальный игровой опыт (Eve Online) или постоянные обновления контента (Rift).

Но, возвращаясь к MMO вселенной, черепахе и слонам, что произойдет с последними, после того, как черепаха утонет? Ведь младая зубастая поросль вроде Guild Wars 2, сверкая плавниками, плывет все ближе и ближе…

На сегодняшний день вселенная MMO с подпиской, образно говоря, держится на четырех слонах (Eve Online, Rift, Tera, The Secret World), которые стоят на панцире реликтовой черепахи World Of Warcraft, дрейфующей в безбрежном онлайне. Разумеется, ни для кого не секрет, что MMO с подпиской вымирают, не выдерживая конкуренции с фритуплейными играми. Вопрос только в том, как скоро случится переход к тотальному f2p. «Очень нескоро!» – заявляют поклонники абонентской модели оплаты, однако летние события MMO индустрии утверждают обратное.

Пора ли играм с абонентской оплатой накрываться тряпками и ползти в сторону кладбища?

По дате По рейтингу
Комментарии 0
Нет результатов.
Тоже интересно
Активные пользователи
Обсуждаемые игры
Топ пользователей
Топ 20 игр