Вход Зарегистрироваться
Танец с драконами – обзор Dragon Age: Inquisition
2
1
0
Mortal Kombat 3 или конец челобитной эпохи

Mortal Kombat 3 или конец челобитной эпохи


Sergeewitch Sergeewitch
633
0
2

С появлением функции SMS на мобильных телефонах по миру поползли слухи, что у некоторых индивидов начали отниматься большие пальцы рук – настолько интенсивно они печатали коротенькие послания. Неправда. Пальцы у многих отнимались и до этого – от судорожных попыток набрать на игровом контроллере нужную комбинацию при игре в Mortal Kombat. Вознаграждением служила победа, и многие из нас искренне считали, что она стоила потраченного перед экранами телевизоров времени, постоянных обсуждений, неподдельной гордости от успешного прохождения или победы над боссом. А сколько мифов возникало по поводу этого самого прохождения!

Сложно приступать к обзору Mortal Kombat 3 без субъективности – настолько прочно игра засела в памяти, впиталась, можно сказать, в кровь и прочие жидкости организма, превратившись в ценную частичку прошлого, не став при этом достоянием истории (может, к лучшему).
37d6695.jpg
Трудно поверить, но были времена, когда владельцы приставок Sega являлись душой любой компании – к ним набивались в гости одноклассники, их не трогали дворовые хулиганы. А все почему? Потому что и те, и другие стремились сойтись за экраном телевизора в «Смертельной Битве». Лично у меня Mortal Kombat 3 вызывает острые ассоциации с девяностыми годами на постсоветском пространстве, этой суровой и челобитной (во всех смыслах слова) эпохой. Разные поколения имеют свои ключевые идентификации: кто-то причисляет себя к «шестидесятникам», кто-то – к «восьмидесятникам», одно поколение победило в войне, другое – читало и переписывало самиздатовского Солженицына. Мое же поколение выросло вместе с компьютерными играми (кто родился в начале восьмидесятых, тот поймет). Поэтому Mortal Kombat 3 – важная веха в биографии – как моей, так и моих сверстников. Отсюда ура-субъективное отношение.

Что самое интересное, ребята ведь занимались боксом и каратэ, ходили со сбитыми кулаками и хирургическими швами на бровях, причем любой из них мог устроить противнику «фаталити» в реальной жизни, воспользовавшись самодельным кастетом или обрезком арматуры. Однако все они играли в Mortal Kombat 3, полностью осознавая недостоверность «морталовских» плоских кулачных дуэлей, приглаженных и фантастических. Не спорю, для своего времени аркадный файтинг был хорош, особенно если принять во внимание, что все спрайты рисовались с натуры, то есть с живых актеров, а не высасывались из аниматорского пальца. Но вместе с тем ничего особенного: каждый выбирал себе по бойцу (некоторые игроки специализировались на одном-двух персонажах, досконально изучая все их возможности, различные варианты комбо-атак, добивания противников, спецприемов). Возня с настройками занимала от силы минуту – и вуаля, Саб-Зиро нещадно лупит Ночного Волка (хотя без использования кодов было бы наоборот).

Еще вчера на гребне подростковой ожесточенности, во время драки школа на школу, по сравнению с которой метафизическая борьба Добра и Зла – сущий пустяк, Колька сломал Вовке нос, но посмотрите на них сегодня – сидят и рубятся в «Мортал» за одной приставкой. Может быть, секрет игры заключался в том, что она все-таки была менее жестокой, чем реальность 90х годов, несмотря на возрастные рейтинги и прочую мишуру. Что превращало желтый приставочный картридж с головой дракона и жирной тройкой на наклейке в предмет вожделения каждого второго подростка? Кто знает?..

В Mortal Kombat 3, как и в других играх серии, есть несколько способов добить противника. Можно повалить его апперкотом, но это, ей-богу, скучно. Я выбирал «фаталити» (fatality) или «бабалити» (babality) – зрелищные окончания поединков, требующие определенной ловкости пальцев (благо, все комбинации были записаны в специальный, зачитанный до дыр блокнотик – лучше бы я так физику учил). Помню, в один из осенних вечеров 1998 года я сидел дома один, бился в «Мортал» против ИИ (хотя с живым оппонентом, конечно же, интересней). Как бы там ни было, кнопка «С» была до отказа вжата в контроллер, Лю Кан с истошным воплем выдал «велосипедную» серию ударов ногами, в результате чего Саб-Зиро зашатался, будто пьяный. Кровожадный искусственный интеллект предложил добить ледяного ниндзя («Finish him!»), чем я и собирался воспользоваться, набирая на кнопках комбинацию для «фаталити». Ничто не предвещало беды. Вдруг, одновременно с уничтожением Саб-Зиро, за окнами раздался неимоверной силы взрыв – стекла в рамах пробрало до дрожи, спальный район осветила яркая вспышка. Выйдя на улицу, я понял, в чем дело: бандиты не поделили продуктовый ларек за углом, один из них подбросил внутрь ларька бомбу, в результате чего железная конструкция из прямоугольной превратилась в круглую. Горе-подрывник не успел отбежать на достаточное расстояние – ударная волна его догнала и, уже бездыханного, присыпала лопнувшими банками с кабачковой икрой. Видит Бог, это было самое крутое «фаталити» в моей жизни!

Игра Mortal Kombat 3 может быть названа культовой не только потому, что у нас не было приличного выбора. Она органично вплелась в бурные 90-е, чтобы потом, вместе с самой эпохой, кануть в Лету. Сейчас в Mortal Kombat можно поиграть только из чувства ностальгии или «по приколу». Хотя нет, вру. Всплеск интереса к третьей «Смертельной битве» наблюдался в 2006-2007 годах, после выхода апдейта Ultimate Mortal Kombat 3, версии с расширенным набором бойцов и приемов.

Сам же оригинал озарил этот скучный мир в 1995 году и был на тот момент передовой вещицей. Изначально игра предназначалась для использования на аркадных игровых автоматах, но затем была успешно портирована практически на все устройства, способные ее «потянуть». Mortal Kombat 3 – бесспорная классика жанра, обладающая многими достоинствами. Во-первых, о чем уже говорилось, анимация спрайтов срисовывалась с движений реальных актеров. К сожалению, объем игры, которую нужно было «упаковать» в картридж для приставки, не позволил довести это благое начинание до ума – движения бойцов на экране отличаются шаблонным однообразием. Зато убыло в полку одинаковых персонажей-ниндзя из MK2 – ведь различить их можно было только по цвету одежды и набору возможностей (снова налицо «прокрустово ложе» объема). Несмотря на недостатки, визуальная составляющая для середины девяностых получилась «вкусной» – с удачной псевдотрехмерной графикой и даже спецэффектами. Дизайн окружения мало кого интересовал, но и здесь разработчики из Midway приложили усилия – арены не кажутся клонированными (хотя на самом деле так оно в большинстве случаев и было).
f40b645.jpg
Особой похвалы достойно пропорциональное отношение размеров персонажей к размерам арен – мало кто обращает на это внимание, но оно практически идеально, что делает восприятие геймплея комфортным. Если помножить визуальную композицию на сравнительно легкое, интуитивно понятное управление, то получим ту самую формулу успеха, который неизменно сопутствовал Mortal Kombat. По крайней мере, основной конкурент MK, серия Street Fighter, была со временем задвинута на второй план. Кроме того, «Смертельная Битва» предлагала пользователю насладиться уникальным фэнтезийно-фантастическим сеттингом, перещеголяв в изобретательности другие, не менее достойные файтинги.

Игра изобилует насилием: от тяжелых ударов разлетаются красные брызги, избиваемые герои стонут и кричат, не говоря уже о способах добивания (fatality, babality и новинка третьей части – animality), каждый из которых связан с невообразимым актом надругательства над телом противника: от отрывания конечностей и вырывания позвоночника до полной аннигиляции. В наши дни все жестокости «Смертельной Битвы» кажутся забавными, но на фоне аналогичной продукции 1995 года игра представляла собой сплошной «массакр» (что, собственно, и привлекало к ней многих игроков).

Увы, натуралистичные сцены насилия не отразились на реализме самих поединков – поверхностно продуманная физика, поверхностно продуманный баланс плюс угловатость движений персонажей отбивают всякую охоту проводить параллели между игрой и реальной дракой. С другой стороны, кому нужна правдоподобная драка? В период пиковой популярности игры мне достаточно было выйти во двор, чтоб насмотреться на подобные процессы вдоволь. Нет, в то время нужны были киношные, постановочные спарринги с подслащенной кровью, дабы многие совершили путешествие из пасмурной жизни на увлекательный балаган-маскарад, коим, собственно, и является MK3.

Главное отличие Mortal Kombat 3 от предыдущих игр серии заключалось вовсе не в улучшенной графике или новых персонажах, но в свежем, осовремененном антураже. Исчезли приевшиеся шаолиньские интерьеры (на смену им пришли урбанистические арены), восточная музыка заменилась на более драйвовый электронный саундтрек. Из радикальных нововведений стоит отметить функцию «бег», предназначенную для эффективных, быстрых атак и расходующую специальную «беговую» энергию. Функция эта перевернула баланс вверх тормашками, сделав выгодным упор на агрессию в противовес защите.

Специалисты Midway решили не прикручивать новые навыки к старым кулакам, а поступили самым разумным образом – ввели новых персонажей. Все 18 бойцов по-прежнему разбиты на два лагеря – Добро и Зло. В принципе, без разницы, на чьей стороне выступать. Если в предыдущих частях игры это позиционировалось как важный момент, то в Mortal Kombat 3 наблюдается полный «инь-ян» – главное, чтоб управление удобным было и комбат-коды работали, а от идейно-моральных дилемм игроков избавили. Кстати, по поводу морального выбора. Столько фраз о жестокости, драках и «фаталити» – и ни слова о положительных свойствах игры. А ведь они есть. К примеру, покажется странным, но добивать соперника в Mortal Kombat 3 не обязательно, можно ему и friendship предложить (популярностью не пользовалось, однако было предусмотрено разрабами). А скольких людей третий «Мортал» объединил, сделал единомышленниками и, что самое главное, отвлек от сомнительных уличных приключений…

Сегодня увлеченность третьей «Смертельной Битвой» будет выглядеть как минимум нелепо – она безнадежно устарела и пригодна разве что в качестве пятиминутного развлечения на мобильном телефоне. Выход полноценной трехмерной версии (Mortal Kombat 4) так ничего и не решил: игра устарела как технически, так и морально, с точки зрения геймплея – с этим ничего не поделать. Серия движется вперед по инерции, вступая в область с высокой конкуренцией (один Tekken чего стоит). Mortal Kombat 2011 года, хоть и подает надежды, вряд ли сможет обрести такую же тотальную популярность, какую имели первые игры серии. При всем этом не стоит списывать со счетов людей, ценящих Mortal Kombat 3 как память о безвозвратно ушедшем времени. Времени нашей юности.

Mortal Kombat 3 – классический аркадный файтинг 1995 года выпуска. В отличие от приквелов, нес в себе современную, избавленную от восточного наноса стилистику. Игра была интересна поединками между живыми игроками – процесс накалял немалые страсти в 90е годы.
По дате По рейтингу
Комментарии 2
Пожалуйста. Сам тащусь.
0
Sergeewitch, спасибо за яркий пост. Mortal Kombat - наше всё!
0
Тоже интересно
Активные пользователи
Обсуждаемые игры
Топ пользователей
Топ 20 игр