Вход Зарегистрироваться
Танец с драконами – обзор Dragon Age: Inquisition
2
1
0
Metro: Last Light – Свет в конце тоннеля

Metro: Last Light – Свет в конце тоннеля


vold vold
1045
0
3

События Last Light продолжает историю оригинальной игры. 2034 год, Москва разрушена ядерным ударом, остатки человечества ютятся в метро, а на поверхности хозяйничают мутанты. В финале первой части главный герой, Артем, уничтожил ракетным ударом расу черных – разумных мутантов с телепатическими способностями... Говорите, что была еще и другая концовка, где не было геноцида? Увы, разработчики решили ее проигнорировать.

В начале сиквела выясняется, что один детеныш черных выжил – Артем должен найти его и ликвидировать любой ценой. Впрочем, один из персонажей, Хан, умоляет героя не убивать мальца. Мол, ребенок-мутант – единственная надежда человечества на спасение, шанс выбраться из душных подземелий метрополитена. А дальше начинается шоу: Артем проваливает задание, попадает в плен к фашистам, черного крадут коммунисты, а все метро оказывается на пороге войны между фракциями.

0e34ebd.jpg

Оставь надежду, всяк сюда входящий

Сценарий сиквела писал Дмитрий Глуховский – автор романа «Метро 2033». В результате имеем предсказуемый сюжет, карикатурных персонажей, нелепые диалоги (ну не разговаривают живые люди как герои детских стихотворений!), сюжетные дыры и мистику, которой поясняются все нестыковки. Черные были плохими в первой части? А давайте в сиквеле выяснится, что все ошибались: они очень даже хорошие. Героя взяли в плен коммунисты? А что если освободит его сынок предводителя «красных», который пламенно ненавидит папочку-диктатора (ну такой себе «белоленточник» с Болотной площади)? Не так давно в одном интервью Глуховский бахвалился: «Сюжеты в играх пишут сухорукие дебилы. Поэтому я решил написать сценарий к Last Light самостоятельно, чтобы никто не испортил игру». Ну-ну.

2b9780c.jpg

Есть в сиквеле и love story, развитие которой тоже «досконально» прописано. Пару раз за всю игру Артем пересекается со снайпершей Аней (10-20 минут экранного времени), а ближе к финалу внезапно выясняется, что у героев… любовь (вообразите секундную, неловкую сцену секса). Развитие отношений, обмен репликами, раскрытие внутреннего мира героев? О чем это вы? Женскую грудь показали – уже хорошо. Словом, все в лучших традициях Глуховского как писателя. Не верите? Почитайте «Метро 2033». А лучше не стоит – автору удалось придумать интересную вселенную, но он не смог вдохнуть в нее жизнь.

К счастью, каким бы ни было неуклюжим повествование игры, оно служит всего лишь предлогом, поводом для визита в депрессивный мир подземки. Метро – истинный главный герой Last Light. Что не удалось Глуховскому, удалось промдизайнерам 4A Games: они вдохнули жизнь в сеттинг, создали умопомрачительной красоты локации (если, конечно, слово «красивый» применимо к промозглым катакомбам).

3d619f6.jpg

Затхлый воздух подземки пропитан смертью, она повсюду: едва остывшие тела, изувеченные останки людей, скелеты, трупы монстров, животных, взрослых и детей. Гигантский некрополь, парижские катакомбы постъядерного мира. Рассматривая мертвых, легко понять, кто, как и почему погиб – трагические мини-истории, рассказанные без единого звука. Парочка бандитов не поделила награбленную добычу, семейство совершило групповое самоубийство, незадачливого сталкера растерзали монстры… Кажется, что специальный человек в 4A Games только и делал, что тщательно размещал трупы по локациям игры. Феноменальное внимание к дизайну уровней вообще, и к деталям в частности.

Протагониста ждет незабываемое путешествие по заброшенным туннелям метрополитена, затопленным катакомбам, военным бункерам и прочим угрюмым локациям постапокалиптической Москвы. Подземная Одиссея может завершиться в любой момент: стены осыпаются, во тьме тоннелей рыщут клыкастые твари, а заброшенные станции облюбовали огромные пауки. На поверхности еще опаснее: радиация, кислотные дожди и стада мутантов, охочих до человечины. Тлен и безысходность.

ea1fe97.jpg

Впрочем, самые страшные враги в Last Light – по-прежнему люди. Они подлые, беспринципные и жестокие, готовые резать друг другу глотки из-за пригоршни армейских патронов (местная валюта). Московская подземка контролируется тремя крупными фракциями: коммунистами, фашистами и Орденом; не считая мелких группировок вроде бандитов.

Станции превращены в независимые города-государства, в каждом из которых царит свой уклад и атмосфера. Кипит, бурлит жизнь обитателей: старик показывает театр теней детворе, солдат смазывает автомат, мать рассказывает сказку ребенку, молодой парень перебирает струны на гитаре. Поначалу все эти мизансцены несказанно радуют, делают мир Last Light живым. Но стоит задержаться, не бежать сломя голову к выходу из локации, а понаблюдать за любым персонажем, как иллюзия реальности, которую с таким старанием выстраивали арт- и левел-дизайнеры, начинает трещать по швам.

0fa3d25.jpg

Понимаешь, что вокруг тебя не люди, а автоматоны, раз за разом повторяющие одну и ту же последовательность действий. Дерганая анимация, застывшие выражения лиц, закольцованные фразы. И чудовищная озвучка: мало того что задействованы 3,5 актера (к примеру, один и тот же человек озвучивает антагониста и союзника Артема), так они еще и читают свои реплики по бумажке, не отыгрывая сказанного. Качество диалогов – отдельная песня: почему-то большинство обитателей метро разговаривают как уркаганы и гопники (да, литературный талант Дм. Глуховского блистает и искрится).

Вот и получается, что по-настоящему погрузиться в самобытную атмосферу Last Light удается только в те моменты, когда Артем бродит по безлюдным местам. Увы, в отличие от первой части, в сиквеле это случается не так часто, как хотелось бы. 4A Games почему-то решила, что игрока нужно развлекать в режиме нон-стоп. Всеми способами. Напарники ведут протагониста по маршруту (а вдруг казуальный игрок заблудится?), катают на дрезине, на плоту, выдают багги; все сопровождается заскриптованными сценами с пальбой, взрывами и «непредвиденными» (можете убрать кавычки, если незнакомы с серией Modern Warfare) сюжетными событиями. Плюс сцена распития самогона в кабаке. Плюс сиськи – да-да, оказывается, в метро есть стрип-бар и публичный дом (будьте уверены, одна из стриптизерш непременно потрется об Артема). Одним словом, голливудщина. Разумеется, все это сделано с прицелом на широкую аудиторию (у нас тут ААА-игра, как-никак); на Западе такое любят.

e06b049.jpg

В добавок ко всему протагониста сопровождают страдающие словесной диареей НПС. Логику разработчиков можно понять: говорливый напарник выполняет функцию ходячего туториала – поясняет, как пользоваться противогазом, рассказывает про уязвимые места монстров, обучает стелсу и т.д. Но зачем же повторять по десять раз одно и то же? И делать это с интонацией воспитательницы детсада! А стоит сделать шаг в сторону, как вдогонку несется: «Артем, ты куда?». Все это, опять же, обесценивает эффект «погружения».

Продолжая плач в стиле «оказуалили, ироды!»: в первой части патронов было мало, а фильтры для противогаза заканчивались в самый неподходящий момент, что делало Metro 2033 весьма суровой игрой на грани сурвивал хоррора (особенно на высокой сложности). В сиквеле все иначе: с каждого трупа можно собрать щедрый урожай боеприпасов, а фильтры разбросаны на каждом шагу. Самопальные патроны теперь столь же эффективны, как и армейские, что губит на корню денежную систему (напомню, что в оригинале, когда заканчивались боеприпасы, нередко приходилось в буквальном смысле стрелять деньгами). Так что посещать торговцев на станциях нет никакого смысла. Они продают обвесы для оружия (глушители, разнообразные прицелы и т.д.), но… эти же стволы можно экспроприировать у противников. Да, играть на сложности «рейнджер» гораздо сложнее (патронов меньше, убивают чаще, нет индикации на экране), но ведь она в базовый комплект не входит!

621f72c.jpg

Самые слабые стороны оригинала – стелс и стрельба – исправлены. В первой части враги обладали практически рентгеновским зрением, обнаруживая героя даже в кромешной темноте, что сводило на нет скрытное прохождение. В сиквеле стелс – это действительно стелс. Бьем лампочки, гасим светильники, передвигаемся в тенях, перерезаем глотки или вырубаем противников (для получения хорошей концовки). Можно накрутить глушитель на револьвер или расчехлить метательные ножи, чтобы уничтожать оппонентов издали и бесшумно – главное не покидать спасительную темноту.

С перестрелками тоже полный порядок: враги реагируют на попадания, появился эффект отдачи оружия, каждый огнестрел, что называется, ощущается в руках. Да, по-прежнему противники феноменально глупы, не выходят за рамки алгоритма «стреляй – прячься за укрытием – беги» и не замечают Артема в паре метров от себя (если уничтожить источники освещения). Да, монстры бегут к протагонисту по кратчайшей прямой, как в Serious Sam. Тем не менее, жать на курок приятно – а это, согласитесь, немаловажно для шутера.

38f6f71.jpg

Я мог бы пожурить Last Light еще, упомянув про не самую лучшую оптимизацию (на видеокартах от AMD производительность ужасна, если не пропатчить игру), редкие баги и глючащие скрипты… Но давайте не будем забывать, в каких тяжелых условиях создавалась игра. 4A Games смогла создать настолько самобытную вселенную, что ради нее закрываешь глаза на многое. Постапокалиптический мир московской подземки ничем не уступает Колумбии и Дануоллу – это ли не лучшая похвала для украинского шутера?

b99d997.jpg

В конечном итоге все плохое забывается, а в памяти остаются самые яркие моменты…

Истерически страшный спуск в катакомбы Кремля практически без патронов, с одним ножом против стаи гориллоподобных образин. Отчаянная схватка с огромной мутировавшей медведицей на Красной площади. Блуждания по радиоактивным топям, населенным зергоподобными чудищами. Встреча рассвета на Москве-реке, стянутой льдами. И в этих сценах сиквел абсолютно искренний, лишенный сюжетной фальши и напыщенных диалогов, чем и подкупает. Как ни крути, Last Light – это единственный луч света (пускай временами и тусклый) в темном царстве шутеров, в последнее время созданных на постсоветском пространстве. Настоящая игра ААА-класса, хоть и не идеальная, но очень душевная.

В определенный момент игры протагонисту выдают багги – драндулет, собранный из подручного хлама. Глядя на него, сразу же вспоминаешь Half-Life 2 и захватывающие поездки по окрестностям Сити 17; в груди что-то радостно екает. Неужели разрешат колесить по разрушенной Москве? Увы, багги ездит исключительно по рельсам метрополитена. И это типичная проблема Last Light: время от времени атмосферный шутер превращается в рельсовый аттракцион. Хочется неспешно изучать мир подземки, смакуя каждую деталь, а вместо этого игра тащит тебя за шкирку по сюжетным рельсам. Тем не менее, Last Light – это шутер, который нельзя пропускать. И вот почему.

По дате По рейтингу
Комментарии 3
юзер 5, ты упоролся что ли? Или проходил совсем не Metro Last Light. В первой части враги замечали тебя даже за закрытыми дверями, вообще нельзя было предугадать, будет ли успешным очередной стелс-маневр. В сиквеле все поправили, да, местами играть легко.
0
Где они совдеповской формы понабирали, после ядреной катастрофы-то? Подземный бункер Ленина нашли что-ли? Как-то комично это смотрится, честное слово.
0
Красавцы 4А геймс. Не все понравилось- особенно движения персонажей деревянные. Но в общем зачет.
0
Тоже интересно
Активные пользователи
Обсуждаемые игры
Топ пользователей
Топ 20 игр