Вход Зарегистрироваться
Танец с драконами – обзор Dragon Age: Inquisition
2
1
0
Как Г. Уэллс изобрел современные варгеймы

Как Г. Уэллс изобрел современные варгеймы


PaulWeston PaulWeston
1998
0
0

Но прежде чем продолжить, важно уточнить: не Уэллс первым придумал использовать некие правила для симуляции военных баталий, разыгрывая сражения в миниатюре. Еще в девятнадцатом веке подобными делами занимались офицеры прусской армии, создавшие военную настольную игру «Kriegsspiel» (в переводе на великий и могучий – «Военные игры»). Причем не праздной забавы ради, а чтобы обучать военный персонал премудростям ратного дела. Поэтому «Kriegsspiel» с дотошностью, свойственной всему немецкому, требовала от, хм, игроков изучения громоздкого свода правил, в которых учитывалось практически все: от погоды и типа местности до морального духа солдат. Поскольку прусским военным было не до игрушек, они использовали не миниатюры солдатиков, а деревянные «блоки». Да и сложно назвать игрой обкатку, скажем, реальной наступательной операции армии, – ошибки в такой забаве дорого бы стоили полководцам.

А вот Герберт наш Уэллс смог создать именно развлекательную настольную игру. Концептуально немногим отличавшуюся от этих ваших современных вархаммеров. Но обо всем по порядку.

Стойкий оловянный

Герберт Уэллс, как и многие другие достойные мужи того времени, был страстным коллекционером оловянных солдатиков. Он собрал внушительную коллекцию в своем доме. Одним прекрасным (для будущего варгеймов и не только) утром, знаменитый писатель завтракал с другом, не менее известным мастером словесных форм, Джеромом К. Джеромом. Ну, который «Трое в лодке, не считая собаки» написал. Откушав, джентльмены решили поразвлечься. Внимание Джерома привлекли солдатики, размещенные на специальном столе. Стойкие оловянные. А рядом игрушечная пружинная пушка с винтом для вертикальной наводки, стреляющая деревянными снарядами, – мечта любого мальчишки того времени. И не только. Джером с интересом осмотрев игрушечную коллекцию, взял в руки пушку, повертел, примерился, да и выстрелил, сбив с ног солдатика.

c27c205.jpg

Эхо этого выстрела, ознаменовавшего рождение эпохи настольных военных игр, до сих пор отдается во всем мире.

Писатели начали шутливое сражение, мол, кто первым перебьет весь игрушечный отряд. Эта забава натолкнула Уэллса – знакомого не понаслышке с Kriegsspiel – на мысль о том, что было бы неплохо придумать какие-то правила, превратить возню с солдатиками в упорядоченное и зрелищное состязание. Так мастер фантастики начал работу над тем текстом, что позже получит название «Маленькие войны».

От идеи до модели

В первом приближении игра основывалась на двух идеях. Первая заключалось в том, что реальные войска будут представлены миниатюрными моделями, а рельеф местности – подручными средствами. Вторая – любые перемещения юнитов определяются относительно простыми правилами. Дело было за малым: попробовать сыграть партию-другую. Поскольку Джером больше не изъявлял желания тратить время на солдатиков, Уэллс на следующий вечер пригласил к себе другого приятеля, некоего W. Вместе они с энтузиазмом принялись осваивать премудрости игры в солдатики. Однако сражение, едва начавшись, было сорвано появлением в комнате домочадцев писателя. Леди застали странную, по их мнению, картину: два почтенных главы семейств ползают на четвереньках по полу, увлеченно передвигая солдатиков и пушки, расставленные на томах Британской Энциклопедии. В общем, занятие, не совсем подобающее для уважающих себя взрослых мужчин. Из-за сердитых шушуканий Уэллсу и W. пришлось завершить игру.

0e1727e.jpg

Однако целеустремленный писатель на следующий же день продолжил свои изыскания, подключив к ним третьего приятеля, по натуре очень игривого и веселого человека. Тот с радостью воспринял идею Уэллса. Они разложили на ковре тома «Британники», расставили на «местности» две армии оловянных солдатиков и пушки. Грянул бой!

Правила были очень простыми (здесь и далее цитаты из английского издания книги Little Wars). «Игроки поочередно передвигают своих воинов; пехотинец перемещается за один ход на фут, кавалерист – на два, пушка – тоже на два. Последняя может произвести до шести выстрелов за один раз. Если солдат приближается вплотную к противнику, подбрасывается монета, чтобы определить, кто из комбатантов умрет в результате рукопашной схватки».

cb153d3.jpg

«Игра получилась не особо хорошей, но воевать было забавно». Часто сражение сводилось к тому, что войска прятались за толстыми томами Энциклопедии, где их не могли достать пушечные выстрелы. Когда же солдатики сталкивались лицом к лицу, происходили непредсказуемые рукопашные схватки. Солдатская участь решалась вращением монеты. Это приводило к забавным курьезам. «Так, одному удачливому бойцу удалось уложить в схватке девятерых противников, что переломило ход битвы».

Вскоре обнажились проблемы. Львиную долю времени занимала возня с пушками, которые нужно было заряжать, затем тщательно наводить на цель. Кроме того, миниатюры самопроизвольно падали или соскальзывали с импровизированной «местности». «На ковре солдатики стояли неустойчиво, – писал Уэллс. – Не лучше обстояло дело и с томами Энциклопедии». Но больше всего проблем доставляла комната, в которой велись сражения. Она стала объектом регулярного вторжения особ женского пола. Леди сердито обсуждали происходящее, не особо вдохновленные тем, что двое мужчин средних лет играют с детскими солдатиками. Да еще и занимаются этим с превеликим удовольствием!

Играя в Бога

Уэллс и его оппонент по игре были изгнаны в детскую. Но дамы, сами того не подозревая, поспособствовали развитию варгеймов. Так, пол комнаты был выстлан пробковым напольным покрытием – идеальной поверхностью для проведения игрушечных баталий. Еще в детской обнаружилась большая коробка с деревянными панелями и брусками, из которых Уэллс вместе с сыновьями строил миниатюрные города и острова. Последней находкой стала плоская доска, удачно заменившая тома Энциклопедии.

4d0fa11.jpg

Вот как иронично описывает дальнейшее сам Уэллс в книге: «Главе семейства сразу же удалось выставить из комнаты своих отпрысков и аннексировать их игровые принадлежности, чтобы приступить к созданию более реалистичной Страны для баталий».

5dececc.jpg

Толстые доски, наваленные друг на друга, стали холмами игрушечной местности, воткнутые в них веточки – деревьями, принесенные из сада камни – скалами, цельные бруски дерева – домами, сараями и стенами, а нарисованные мелом круги – прудами и болотами. Вот так и была создана страна для настольной военной игры. Важно отметить, что двумя годами ранее Г. Уэллс написал книгу «Игры на полу», которая как раз таки и была посвящена возведению миниатюрных городов и прочих детских радостей (ага, детских).

Вскоре Уэллс и единомышленники придумали, как усовершенствовать здания, сделав их более красивыми и реалистичными на вид. «Мы обнаружили, что из бумаги и картона легко клеить модели построек, затем наполняли их деревянными кирпичиками. Получившиеся постройки можно разрисовывать, нанося на них окна, двери, трубы и так далее. Каждый, которому в детстве доводилось клеить модели домов, знает, как делать такие вещи».

Значит, война?

Позже выяснилось, что воевать в детской неудобно: маленькая Страна была перенаселена солдатиками, а дома – расположены слишком близко друг к другу. Что не давало возможности эффективно использовать артиллерию. Поэтому баталии стали проводиться на открытом воздухе, в саду Уэллса. Один игрок планировал расположение всех зданий и объектов, а другой – выбирал, с какой стороны будут выдвигаться его войска.

1d0983a.jpg

Претерпели изменения и правила игры. Решено было отказаться от подбрасывания монеты; было принято за правило, что два солдата, сошедшиеся в рукопашной, погибают. Ограничили использование артиллерии: за один ход пушки могли либо стрелять, либо перемещаться по полю боя (для этого требовался один пехотинец или кавалерист). Чтобы произвести залп, вокруг орудия нужно было разместить шесть канониров (в последующей редакции правил – четырех). Однако варгейм был далек от совершенства. «По этим правилам мы отыграли немало сражений. Они были интересными, но не всегда удовлетворяли нас. Битвы длились очень долго, так как требовалось немало времени для точной наводки пушек. Да и мы стреляли чрезвычайно осторожно». Нужно было что-то менять.

fb04f85.jpg

Посоветовавшись с несколькими друзьями, Уэллс внес немало корректив в правила. Так, например, появился десятиминутный (позже его сократили до четырех) лимит на время хода. Игроку приходилось выбирать: или тщательно наводить пушки на цель, или совершать больше перемещений солдатиков.

В общем, спустя некоторое время были сформированы окончательные правила, которые и были изданы как «Маленькие войны». Забавно, что изначально название книги Уэллса было слишком длинным. «Маленькие войны: игра для ребят от 12 до 150 лет и для тех умных девочек, которым нравятся мальчишечьи игры и книги».

Так Уэллсу удалось очеловечить Kriegsspiel, создав варгейм для всех. Правила вышли настолько удачными, что немало людей играют по репринтным изданиям книги до сих пор.

7b3171d.jpg

Конечно, настоящий расцвет «настолок» произошел намного позже, когда промышленность научилась изготавливать фигурки из резины, ибо оловянные солдатики на момент публикации «Маленьких войн» стоили недешево. Но это уже совсем другая история.

В начале 1913 года в книжных магазинах туманного Альбиона появилась очередная книга от известного английского фантаста. Книгочеи охотно покупали ее, соблазнившись знакомой фамилией на обложке. Каково же было их удивление (а, быть может, и разочарование), когда оказывалось, что им подсунули не роман, не повесть, а правила настольной игры в оловянные солдатики. Книга называлась «Маленькие войны», а написал ее сэр Герберт Уэллс. Оказывается, классик научной фантастики интересовался не только боевыми марсианскими табуретками, вивисекцией и путешествиями во времени, еще он любил ползать по полу с друзьями, разыгрывая «войнушки» с игрушечными солдатиками. Так и было придумано то, что позже нарекут настольным варгеймом. И кто теперь скажет, что настольные игры – удел задротов и гиков?
По дате По рейтингу
Комментарии 0
Нет результатов.
Тоже интересно
Активные пользователи
Обсуждаемые игры
Топ пользователей
Топ 20 игр