Вход Зарегистрироваться
Танец с драконами – обзор Dragon Age: Inquisition
2
1
0
​История студии BioWare

​История студии BioWare


Как канадская компания вдохнула новую жизнь в RPG
TonyZhuk TonyZhuk
1570
+4
0

Капитуляция жанра

С тех пор шум вокруг этой темы поутих, хоронить жанры стали осторожнее, однако выжившим сериалам досталось от игроков и за упрощения геймплея, и за трансформации привычных основ. RPG стали зрелищнее и проще, а короли ролевого семейства или упокоились, или видоизменились до неузнаваемости, променяв заодно изометрию на трехмерность, как Fallout 3. Ролевые игры нынче выходят реже, чем в девяностых, но канадская компания BioWare продолжает радовать геймеров так же, как и пятнадцать лет назад.

​История студии BioWare

Студия, основанная троицей друзей в середине девяностых, уже через несколько лет на равных тягалась с доминировавшей тогда Interplay и имела узнаваемое имя. Две части Baldur's Gate и Neverwinter Nights – кто в ту пору прошел мимо этих игр? В 2003 году студия пошла на эксперимент и выпустила сначала на Xbox, а потом и на PC ролевой боевик Star Wars: Knights of the Old Republic: было понятно, что делать RPG по классическому рецепту становится все опасней, а в трендах новые вещи. Последующие годы ознаменовались выходом Jade Empire и Mass Effect, в которых ролевая составляющая нивелировалась до интуитивных основ, а на первый план вышли экшен и сюжет. Дремучие окна характеристик, погони за уровнями и сверкающими трофеями отошли на второй план, оставив отыгрыш роли и битвы с ордами противников. Да, это было непривычно, но не смертельно: игры не выглядели как ощипанные курицы, а просто воспринимались иначе.

Jade Empire – своеобразный пересказ фильмов о восточных единоборствах с уникальным духом азиатской культуры. Как и всякий западный продукт, игра изобиловала штампами, однако BioWare не была бы собой, если бы не подала предрассудки в талантливой манере. Правда, шедевром Jade Empire не стала, явив собой качественный ролевой боевик, пусть и не без шероховатостей.

​История студии BioWare

Mass Effect – птица другого полета. В игровой индустрии давно напрашивался проект, сравнимый по размаху и творческой силе со «Звездные войнами». Иронично, что эта роль досталась не Knights of the Old Republic и ее продолжению, разработку которого отдали студии Obsidian, а созданной с нуля франшизе. Пусть Mass Effect вобрала многие штампы научной фантастики, да и в техническом плане не блистала, она все равно стала самой важной работой BioWare, и из разработчиков хороших RPG канадцы вдруг превратились в модников на острие жанра. Параллельно BioWare готовила еще один масштабный ролевой проект: его создание началось до Jade Empire и Mass Effect, но долгое время он существовал только в виде концептов.

​История студии BioWare

Пока кипели страсти вокруг Star Wars: Knights of the Old Republic, полным ходом шла разработка Jade Empire и Mass Effect, Dragon Age значилась в запасниках в ожидании своего часа. Правда, это породило свои проблемы: разработка велась на пике технологической гонки, и в определенный момент сотрудники студии поняли, что Dragon Age в визуальном плане не блещет как на фоне проектов конкурентов, так и на фоне других игр BioWare.

Немаловажным фактором была и зависимость BioWare от чужих вселенных: в жилах Baldur's Gate и Neverwinter Nights текла кровь Dungeons & Dragons, Knights of The Old Republic слишком многое заимствовала из истории «Звездных войн». А коль скоро у сценаристов и гейм-дизайнеров BioWare не было опыта создания собственных вселенных с нуля, данная задача также потребовала больше усилий, чем планировалось. И это несмотря на то, что к тому моменту команда давно выбралась из подвала Грега Зещука и насчитывала несколько сотен сотрудников, среди которых был целый штат сценаристов и писателей!

​История студии BioWare

Однако литературная часть всегда была душой канадской студии, и ее сотрудники не собирались отступать, денно и нощно просиживая за созданием фэнтезийной вселенной Dragon Age. В работе использовался и опыт предыдущих игр, и внешние источники вдохновения. Скажем, в проекте отчетливо угадывается влияние «Властелина колец»: схожесть практически осязаемая, да и сами разработчики не отрицали, что было бы глупо не равняться на роман Джона Толкина и экранизацию Питера Джексона. Результатом стала не такая глубокая ролевая игра, как Baldur's Gate или Neverwinter Nights, однако преисполненная той самой самобытности, за которой гнались в BioWare: тут оригинальные расы, вселенная, фабула и предыстория.

Игры престолов

Успех любой компании или человека всегда интересней анализировать, вспоминая времена, когда у будущего счастливчика за плечами не было ничего, кроме голого энтузиазма и целеустремленности. BioWare – хороший пример красивого восхождения на вершину. Пусть ее дорога и не была особенно тернистой, это не отметает упорства канадской дружины и друзей-основателей. Их в самом начале было трое: Августин Йип, Грег Зещук и Рэй Музыка. На заре карьеры Зещук и Музыка занимались разработкой программного обеспечения для медицинского факультета, но это не приносило удовлетворения. И вот однажды за ланчем Зещук и Музыка решили, что им стоит открыть собственную компанию по производству игр, ведь именно последние были их хобби, граничащим с манией. Идея понравилась и Августину Йипу, который также проникся идеей создания карьеры в игровой индустрии и вложил требуемую сумму денег. Правда, Йип протянул недолго и спустя пару лет решил вернуться к медицинской практике.

​История студии BioWare

На дворе была середина девяностых, легендарная пора становления игровой индустрии, так что появления новой студии практически никто не заметил. Это сегодня BioWare известна как создательница одних из лучших в мире RPG, но тогда Зещук и Музыка решили стартовать совсем с другого жанра. Дебютной работой компании стал экшен Shattered Steel – симулятор механоида на собственном трехмерном движке компании. Проект так выгодно смотрелся, что издатели выстраивались в очередь, и BioWare выбирала лучшие условия – таковые предложила Interplay, в ту пору находившаяся на пике славы. Судя по рейтингам и продажам, Shattered Steel стала удачной пробой пера, и Зещук с Музыкой почувствовали уверенность в своих силах.

Interplay какое-то время обхаживала BioWare, уговаривая сделать продолжение экшена про механоидов, но канадцы уже наметили планы на будущее, в которых не было места второй части Shattered Steel. Зародилась идея масштабной RPG, следующей всем канонам жанра. У Interplay как раз были права на игру по своду правил Dungeons & Dragons, которые идеально подошли под планы BioWare. Так на свет появилась культовая дилогия Baldur's Gate, которая и сегодня, спустя пятнадцать лет, входит в топы лучших RPG в истории. Так BioWare за считанные годы стала локомотивом жанра ролевых игр.

​История студии BioWare

Конец эпохи

Прошли годы, ход локомотива замедлился: как многие и предрекали, BioWare столкнулась с корпоративной машиной Electronic Arts, перемоловшей не один десяток хороших студий. Словно грибы после дождя, стали появляться новые подразделения и филиалы компании. Зещук и Музыка постоянно назначались на новые должности, отчитываясь прессе, что все под контролем и у них громадье планов. Хиты BioWare обрастали сиквелами и DLC, что категорически не нравилось старым фанатам. Коллектив компании впопыхах, торопясь к жестким датам релизов, совершал ошибки, провоцирующие громкие скандалы. Все успели поучаствовать в спорах и о концовке Mass Effect 3, и о качестве Dragon Age II. BioWare не теряла авторитет, однако растрачивала более ценную вещь: доверие тех, кто любил и ждал ее игры.

Мы не знаем, что творилось в стенах студии последние годы, но в итоге Рэй Музыка и Грег Зещук по каким-то причинам решили уйти из BioWare, попрощавшись в открытом письме со всеми поклонниками. Основатели отметили, что покидают игровую индустрию и гордятся тем, во что превратилась их команда. Сказать иначе они не могли – если Зещук и Музыка всплывут с новой студией или игрой, станет очевидно, что BioWare в нынешнем виде их просто не устраивает, а молва о корпоративном беспределе EA снова вырвется из средств массовой информации и породит новую волну скандалов.

​История студии BioWare

При всем при этом хоронить BioWare отнюдь не стоит. У компании уверенный задел на будущее и портфолио, которое можно эксплуатировать еще лет десять. Имя и брэнды на стороне канадцев, а уход двух основателей уже не сможет свалить с ног такой огромный организм. BioWare сегодня амбициозна как никогда: в работе и третья Dragon Age, и новая Mass Effect, которая не то сиквел, не то приквел – поди разбери до официальных анонсов. Никто не отрицает, что ресурсы компании позволяют работать и над третьим проектом, находящемся на раннем этапе. BioWareвсе еще влиятельна, а большинство фанатов равнодушно к внутренним терзаниям студии, смене приоритетов и уходу каких-то там основателей. Главное – игры. А они каждый раз вызывают неизменный ажиотаж.

В начале нулевых было много разговоров об упадке ролевых игр, причем не без оснований. Жанр в ту пору действительно лихорадило, а трудней всего давался переход на новые платформы. Ролевые игры все еще цеплялись за пережитки RPG девяностых: пытались поднять камеру к изометрическому потолку, размерить бой пошаговостью или запутать глаза в сложных интерфейсах, но безуспешно. В будущее с трудом шагали даже опытные компании, и многие из них так и остались в воспоминаниях ветеранов RPG. Но и удачливых тоже хватает.
По дате По рейтингу
Комментарии 0
Нет результатов.
Тоже интересно
Активные пользователи
Обсуждаемые игры
Топ пользователей
Топ 20 игр