Вход Зарегистрироваться
Танец с драконами – обзор Dragon Age: Inquisition
2
1
0
Indie WarHole, pt.4: Evolution

Indie WarHole, pt.4: Evolution


Sergeewitch Sergeewitch
647
0
2

Отечественный гик узнал про Evolution в 1997, когда незабвенный GAME.EXE опубликовал на своих страницах анонс ни с чем не сравнимой и «совершенно леворезьбовой» стратегии. Итак, леворезьбовая игра плюс леворезьбовый журнал — что-то в этом есть. Как того и следовало ожидать, в первом номере «Учу» за 1998 год был напечатан большой материал, состоявший из обзора и личной беседы с разработчиком Evolution, Грэгом Костикяном.
a388b04.jpg
Имя респондента вряд ли на слуху — из геймдевовских Грэгов нам разве что Зещук знаком. Тем не менее, к выпуску «Эволюции» мистер Костикян уже имел за плечами 25 настолок, 3 книги и кучу непонятно где опубликованных и непонятно для кого написанных статей. То есть, прошу обратить внимание, до «Эволюции» Грэг не занимался разработкой компьютерных игр. Мы знаем, что в наши дни такие заявки на победу кончаются там же, где и начались — в буйном воображении заявителя. Но тогда все-таки были лихие 90е, и всякое могло случиться.

Матчасть

Если вы учились в школе, то можете матчасть пропустить. Недалекие умы нашей с вами современности полагают, что эволюцию придумал Дарвин, следовательно он сам дурак. Между тем, человечество заметило взаимную похожесть тварей земных задолго до Дарвина. Это наблюдение породило идею о происхождении биологических видов путем эволюции — то есть, путем естественного развития и превращения одного вида в другой, начиная с возникновения жизни как явления.

Самое раннее упоминание о возможности происхождения жизни от неживой материи относится к 6 веку до нашей эры: Анаксимандр Милетский предположил, что из нагретой воды (с примесью грязи) появились первые формы жизни, «то ли рыбы, то ли чрезвычайно похожие на рыб создания». В том же веке Ксенофан Колонфский верно понял происхождение окаменелостей, предположив, что перед ним останки вымерших животных. Как вы понимаете, это были далекие от науки гипотезы, но гипотезы, направившие умы поколений на поиск истины. В трактате «О частях животных» другого древнего философа, Аристотеля, содержалась заметка об аналогичности строения рыб, зверей и людей.

Не хочу никого утомлять этим занудством, скажу лишь, что в древней Греции существовали знания, которые актуальны по сей день. Например, греки первыми догадались, что человек думает не сердцем, а головным мозгом, что Земля имеет форму шара и т.д. Потом, конечно, пришли христиане и всякие поиски происхождения видов накрылись медным тазом. Если в Библии написано, что у тушканчика есть копыта (а именно так там и написано), то это истина в последней инстанции, а будешь тушканов разглядывать — милости просим в застенки. Если в Библии написано, что Иисус Навин приказал Солнцу остановиться, то значит Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот, и поэтому книжку хулигана Коперника нужно запретить, чтоб римский папа мог со спокойной совестью вещать чепуху с амвона и пялить мальчиков по церковным праздникам.

Так продолжалось до 19 века, когда ученые снова подняли тему эволюции. В 1807 году, во время исторического диспута Жоффруа Сент-Илера против Жоржа Кювье карта последнего была бита доказательством аналогичности строения скелетов человека и рыбы (что прямо указывало на общее происхождение этих, казалось бы, непохожих друг на друга существ).

Когда дело дошло до старика Дарвина, идея естественного отбора уже витала в воздухе.
348d084.jpg
Зимой 1858 году Чарльз Дарвин получил рукопись из Индонезии, написанную неким Альфредом Уоллесом. В рукописи излагались те же самые мысли, которые Дарвин пока не публиковал, те мысли, на которых Дарвин заработал репутацию главного эволюциониста. Естественный отбор по Дарвину — это некая смесь из отношений внутри популяции и влияния окружающей среды. Эта смесь и порождает виды, она-то и есть тот самый естественный отбор, по причине которого выживает наиболее приспособленный. Кстати, фраза «выживает сильнейший» принадлежит социологу Спенсеру, и к натуралисту Дарвину отношения не имеет, но всем плевать. Впоследствии масла в огонь подлила генетика, давшая неопровержимые доказательства эволюции. Затем подключилась эмбриология...

Как ни странно, до сих пор нет единой теории эволюции, хотя сам факт эволюции верен не только на бумаге, но и на опыте (начиная с эксперимента Шапошникова в 1957 году и заканчивая так называемым «долгосрочным экспериментом»). Это напоминает ситуацию с физикой, которая никак не родит «теорию всего», способную объединить релятивизм и квантовую механику. Тем не менее, физики живут дружно и никто при этом не подвергает сомнению законы мироздания. Биологи тоже дружны, хотя кто-то пытается искать основу эволюции во влиянии среды, кто-то — в генетических мутациях, а кто-то — в слепом случае. Как и физики, они рассматривают разные стороны одной медали, только и всего.

Бурые пикселы и капля фантазии

Это прозвучит безумно, но Evolution – игра об идеях героев матчасти. Ага, полностью леворезьбовая стратегия. Учитывая 1997 год выпуска, игра не совсем удобна (удобным тогда было лишь то, что выходило под маркой id Software либо Westwood). Однако это по-настоящему хардкорная штукенция, не без божьей искры. Цель процесса — вывести любую из шести возможных разумных форм жизни. Заставка, демонстрирующая прямоходящих слонов в пиджаках, как бы намекает. Поначалу мы получаем в свое распоряжение «то ли рыбу, то ли чрезвычайно похожее на рыбу создание».
a5771a8.jpg
Создание чавкает и хрюкает посреди болота, символизирует собой целую популяцию, и постоянно ищет, кого бы сожрать и с кем бы совокупиться. Учитывая, что все происходит в реалтайме, и 1 реальная секунда равна примерно 2000 лет игрового времени (хоть скорость и можно настраивать), решение нужно принимать сразу. Первым делом задаете путь эволюции — то есть, назначаете направление, в котором должна мутировать ваша хрюкающая, жрущая и трахающая себе подобных тварь. Затем усиленно следите за тем, чтобы твари было хорошо.
5cb7de4.jpg
Движок игры предусматривает постоянное изменение климата и ландшафта, не считая случайные катаклизмы (падение астероида, например). Если состояние вашего здоровья оставляет желать лучшего, то отключите форс-мажор — это можно сделать в меню интерфейса либо в стартовых настройках игры. В противном случае стресс обеспечен, ибо труды нескольких часов запросто поделит на ноль стихийное бедствие. С другой стороны, форс-мажор способен навредить и оппонентам под управлением ИИ. Весьма читерского ИИ, осмелюсь доложить.

Итак, тварь обеспечена всем необходимым. Она эволюционирует. В какой-то момент родное болото начинает усыхать, меняется климат. Здесь вам пригодится стандартный набор команд — можно использовать панель команд, которая открывается в собственном маленьком окошке, или юзать хоткеи (девяностые, фак йеее).
0bfbab1.jpg
В поисках лучшей судьбы зверозубые ублюдки должны переселяться в более пригодные для жизни и размножения места. Здесь в дело вступает дрейф континентов (самая сложная часть движка, по заверению Грэга Костикяна). Там, где вчера было болото, аналогичное родному, теперь плещется морская волна, а то и вовсе возвышаются горы. Что ж, хочешь жить — умей вертеться. В принципе, климатические зоны можно легко подсмотреть на миникарте, «шарике», которая подобно панели приказов, открывается в отдельном окошке. Я написал «легко»? Если в бурой пиксельной мешанине вы отличите лес от болота, то пожалуй легко, да.

Каждые несколько минут вы будете получать оповещения от хитрого компа, который выводит вид за видом в нескончаемой природной гонке. Тут начинается самое интересное. Порядок видообразования определен не только сценарием, но и средой. Кроме того, всегда актуален вопрос «в кого же, черт побери, эволюционировать?».
b7f9f21.jpg
Хищников делать или травоядных? Финальных видов (разумных кошек, приматов и т.д.) в игре шесть, а переходных — 168. Будь здесь наглядная схема, вроде дерева технологий из «Цивилизации», прохождение казалось бы проще. Но такого наглядного древа здесь нет. Вернее, оно прилагалось к коробке с игрой, в виде распечатки на бумаге, но сейчас такую распечатку (на русском тем более) хрен сыщешь. Поэтому давись латинизмами, запоминай всех этих стегоцефалов, тетраподов и прочих тварей, дорогой юзер. Боже, как я люблю девяностые. 360 миллионов лет брожения во тьме невежества.
a9fe970.jpg
Полное прохождение Evolution может занять более 6 часов, и если где-то была допущена ошибка при переходе от вида к виду, это будут самые бесполезные шесть часов в истории. Хорошо еще, что в качестве мини-кампании в главном меню можно выбрать отдельную геологическую эпоху (скажем, кайнозой) и схлестнуться с ИИ в кратком забеге.

Научпоп как есть

Evolution – удивительная игра. Она адски неудобна, никакого комфорта, не понятно нихрена. Зато это первая серьезная видеоигра на тему эволюции. К сожалению, к ее производству имели отношение лишь поверхностно знакомые с геймдевом люди, а с заказчиками вообще отдельная история. Игру заказала компания Discovery Multimedia (да, тот самый канал «Дискавери»). Скажу больше, это была первая и последняя игра от Discovery. Сам Костикян признавался в интервью (да простят меня тени забытых предков, процитирую «Учу»): «Итак, мы начали новый проект. Компьютерная игра разрабатывается компанией, которая не является девелопером компьютерных игр, и издается фирмой, которая не является публикатором. Готовый рецепт провала, верно?»
a6a37a8.png
Грэг Костикян, как и все новички, допустил фатальную ошибку — по своей ли воле, по воле заказчиков, не так важно — он недооценил эргономику, переоценив при этом графон. В Evolution музыка, анимация и картинка лучше, чем у StarCraft, зато интерфейс позаимствован из Windows 95. Более того — действие, на которое у игрока StarCraft уходит один клик мышью, в Evolution требует как минимум 3 клика. Добавьте сюда отсутствие инфографики, подсказок, внятного меню — и получите научпоп как есть. Конечно, некорректно сравнивать обе эти стратегии, но дело в отношении к игроку, а не в игровой механике. Вот и судите сами — взвесьте лавры Blizzard, а затем достижения мистера Костикяна. Очень жаль. Ведь Evolution — неплохая, если подумать, игрушка.


На днях я задал себе вопрос: много ли существует игр на тему эволюции? Что ж, будем загибать пальцы. Spore — это раз. Хм... а дальше-то что? А дальше — неизвестность, биология как наука занимает современного обывателя гораздо меньше, чем собачья чушь. И раз уж игровая индустрия следует моде, то есть активно множит интересующую обывателя собачью чушь, то на богатый выбор научпопа рассчитывать не стоит. Однако был все-таки в 90е занятный проектец, который так и назывался — Evolution. Об этом игровом Квазимодо и потолкуем. Предупреждаю, местами будет скучно, но в целом, надеюсь, занятно.

По дате По рейтингу
Комментарии 2
Спасибо, PaulWeston, не знал. Была еще Creatures на ПК, но она скорей из разряда тамагочи, нежели всерьез. Полагаю, японский шедевр из той же песни, хотя не видел, не знаю. Зато знаю японцев)))
0
Еще одна игра про эволюцию – E.V.O.: Search for Eden – выходила на шестнадцатибитной Super Nintendo. В ней протагонист проходил весь путь от амебы до питекантропа, методично пожирая все, что плавает, ползает, бегает и летает. Такой себе сайд-скроллер с дотошной кастомизацией персонажа. И сумасшедшим сюжетом, в финале которого венец эволюции (человек? динозавр? скозложоп?), хм, сочетался браком с богиней Геей (японцы же делали). Крутая игра была.
0
Тоже интересно
Активные пользователи
Обсуждаемые игры
Топ пользователей
Топ 20 игр