Вход Зарегистрироваться
Танец с драконами – обзор Dragon Age: Inquisition
2
1
0
Игровые итоги 2012. Да здравствует ПК-гейминг!

Игровые итоги 2012. Да здравствует ПК-гейминг!


PaulWeston PaulWeston
501
0
0

2012 год выдался очень успешным для компьютерного гейминга, подлив немало масла в огонь извечного холивара на тему «ПК или консоли – кто круче?». Рост компьютерных технологий, краудфандинг, развитие free-to-play, расцвет инди-игр и возвращение любимых игровых серий с того света.

С миру по доллару

В этом году в игровой индустрии появилась новая модель финансирования: всенародный сбор средств на разработку игр. Несмотря на то, что сервис Kickstarter существует уже несколько лет, именно в 2012 году он получил бешеную популярность и пиар, – а все благодаря стараниям Тима Шафера, руководителя студии Double Fine (которая делает оригинальные, но плохо продающиеся игры). В марте он начал сбор средств на свою новую поинт-н-клик адвенчуру. Шафер в считанные дни собрал свыше трех миллионов долларов – сумму, вшестеро превышающую изначально запрашиваемую. И все как завертеее…

299167e.png

Воодушевленные успехами своего коллеги, на Kickstarter потянулись другие знаменитые игроделы прошлых (и нынешних) лет, решившие возродить культовые серии прошлого. За 2012 год вкладчики успешно профинансировали создание Leisure Suit Larry, Shadowrun, Wasteland 2, Broken Sword. Не остались в стороне и такие успешные ныне студии, как Obsidian: последней удалось собрать деньги на новую РПГ, Project Eternity, в духе классической Baldur’s Gate. Решил тряхнуть стариной и Крис Робертс, создатель почившей в бозе серии Wing Commander, его новый проект (спейс-сим Star Citizen) собрал семь миллионов долларов. Разумеется, дело не ограничилось только проектами от ветеранов индустрии: молодые инди-разработчики тоже успешно собирали в течении года деньги на разработку игр. И первой игровой ласточкой, вылетевшей из гнезда Kickstarter в 2012 году, оказалась FTL (я писал про нее). Словом, за год Kickstarter превратился в крупную платформу для финансирования тех игр, которые никогда не были бы выпущены крупными паблишерами.

bedc38f.jpg

Успех такой модели финансирования не остался незамеченным: Valve оперативно подсуетилась и запустила аналогичный сервис (Steam GreenLight). Его суть следующая: разработчики выставляют на суд пользователей свои проекты, те голосуют за них – и самые популярные проекты получают финансирование от Valve и попадают в Steam.

Комфортный ПК-гейминг

Но не гринлайтом единым жив Гейб Ньюэл: в декабре его компания запустила режим Big Picture, позволяющий играть в стимовские игры, подключив ПК к любимой «плазме». Да еще и навигацию по Steam оптимизировали под джойстик. Теперь можно играть как белый (консольный) человек, развалившись на диване перед телевизором, не горбясь за монитором. Более того, Valve неровно дышит и в сторону консолей: по Интернету упорно ходили слухи о разработке Steam Box (стандартизированном ПК, готовом для стимовских игр). Понятное дело, что не просто так Ньюэл продвигает в массы Big Picture.

9764b72.jpg

Упадок розницы, развитие цифровой дистрибуции

Никаких откровений: retail-продажи все так же падают, цифровые – растут. В этом, опять же, повинна и Valve (влияние которой на развитие ПК-гейминга в этом году трудно переоценить): по состоянию на конец года, Steam – по-прежнему самый вкусный магазин цифрового контента для ПК (кстати, прямо сейчас там огромные новогодние скидки!). Любопытно другое: Valve хочет перевезти Steam на платформу Linux и делает нужные шаги в этом направлении (оптимизация игр и драйверов под нее). Дело в том, что в декабре вышла ОС Windows 8, которая имеет свой встроенный магазин приложений. То есть, ситуация двух медведей в одной берлоге. Поэтому Ньюэл категорично заявил, что Steam под «восьмеркой» работать не будет, и обратил взгляд в сторону открытой ОС.

К некст-гену готовы!

Пока производители консолей молчали о выходе нового поколения, компьютеры наращивали технологические «мышцы» и разминались: в следующем году их будет где применить. В июне на E3 2012 компания Epic Games представила новую итерацию своего движка – Unreal Engine 4.

Любопытно, что первая игра на нем (шутер Fortnite) выйдет только на ПК в 2013 году. Конкуренты тоже не отставали: на той же E3 компания Square Enix представила свой движок Luminous Engine, заточенный не только под консоли и компьютеры, но и мобильные устройства.

А третий технологический гигант индустрии – компания Crytek – заявила, что ее движку пока обновляться не нужно, мол, CryEngine 3 и так самый технологичный. Так это или нет, мы узнаем уже в начале следующего года, когда выйдет Crysis 3.

Возвращение виртуальной реальности

Продолжая сказ о чудесах компьютерных технологий: летом на Kickstarter успешно профинансировали создание шлема виртуальной реальности Oculus Rift. В отличие от своих громоздких и никудышных собратьев из 90-х, он компактный, технологичный и уже готов к работе с Doom 3 BFG (в чем смогли убедиться известные гейм-разработчики на Е3). Выпуск чудо-новинки намечен на следующий год. А пока суть да дело, одна шустрая молодая студия уже заявила о создании первой взрослой игры для Oculus Rift (симулятор, гм, виртуального секса). Разумеется, только для ПК.

ab7ea4e.jpg

Нашествие ремейков

Ностальгия – дело прибыльное. В этом году компьютерных ремейков (или ХД-переизданий) было необычайно много: как хороших (X-Com, Baldur’s Gate), так и не очень (Doom 3 BFG, Painkiller, Syndicate). Еще больше ремастерированных игр было выпущено для консолей: Metal Gear HD, Silent Hill Collection, ICO, Beyond Good & Evil, Shadow Of The Colossus, Yakuza 1&2, The Ratchet & Clank Trilogy, Devil May Cry Collection – и можно еще продолжать в том же духе.

47f9e7b.jpg

Возвращение сложных и «взрослых» игр

Удивительно, но игры со сложным геймплеем снова в моде! Это касается как самого игрового процесса, так и механики в целом (сэндбокс): Dishonored, Far Cry 3, Assassin’s Creed 3. То есть, индустрия выбралась из узких коридоров и «press x to win».

Практически каждый второй крупный релиз 2012 года был рассчитан как на казуальную аудиторию, так и на хардкорную (кто хотел «кинца», ставил легкую сложность, остальные – normal и hard). Вспомним некоторые игры: Syndicate (сложные перестрелки; умные противники), X-Com (режим перманентной смерти), Hitman Absolution (стелс-элементы), Max Payne 3 (сложные перестрелки), Far Cry 3 и Dishonored (вариативность геймплея; стелс-элементы). И это не говоря уже о потрясающих инди-играх вроде той же FTL (перманентная смерть), коих за год вышло немало.

Отдельным пунктом упомяну про «повзрослевшие» в сюжетном плане игры: Mass Effect 3 (с его христианскими аллюзиями и неоднозначными концовками), Spec Ops: The Line (взгляд на военное насилие под нестандартным для милитари-шутеров углом), Far Cry 3 (столкновение цивилизации и дикой природы; взросление), Hotline Miami (злобная сатира на повседневную жестокость). Не обошлось и без игр на грани искусства: Walking Dead (детско-родительские отношения), Dear Esther (интерактивное не-пойми-что-но-очень-эмоциональное), Botanicula (милая и добрая сказка).

Отсутствие новых серий, вымирание игр «средней» категории

В этом году было анонсировано ничтожно малое число новых ААА-игр (которые не являются частью какого-либо франчайза): Dishonored, Sleeping Dogs (успешно вышли в 2012) и грядущие в 2013 году – The Last of Us, Watch Dogs, Remember Me. Почему так? Во всем виновата экономика: бюджеты на создание ААА-игр постоянно растут, а вместе с ними и риски не угодить желаниям аудитории. Поэтому издатели придерживаются раскрученных франчайзов, скармливая нам каждый год Assassin’s Creed и CoD.

75d9076.jpg

А где же проекты «средней» категории? С ними все плохо: хорошая РПГ Kingdoms of Amalur провалилась в продажах, утянув на дно разработчиков, не менее хорошая Darksiders 2 – тоже не оправдала вложенных в нее средств, поспособствовав банкротству THQ.

Получается, что 2012 год окончательно упрочил следующую диспозицию на игровом рынке: с одной стороны есть большие раскрученные франчайзы, с другой – вся остальная инди-мелюзга (если, конечно, можно так назвать ту же Minecraft, продажи которой в 2012 году перевалили за 10 миллионов копий). «Средней» категории место заказано. Для нужд всех остальных любителей рисковых проектов есть Steam и Kickstarter – бери да занимайся цифровым самиздатом.

Скорбим и помним

Если в прошлом году закрылись 12 игровых студий, то в этом – уже 20 (это не считая обанкротившейся THQ и ее внутренних студий). Причины разные: одни не смогли подстроиться под новейшие тренды в индустрии (мобильные, социальные и фритуплейные игры), другие – были выкуплены крупными компаниями (привет, Sony, привет, Rockstar) и выпотрошены (штат перераспределен по внутренним студиям покупателя), третьи – наделали слишком много фатальных ошибок.

Почтим минутой молчания некоторых из них. Ветеранов индустрии: Hudson Soft (основана в 1973 году; Bomberman), Psygnosis (1988; WipeOut, Destruction Derby, Colony Wars), Rockstar Vancouver (бывшая Barking Dog; 1988; Bully, Max Payne 3). И молодых покойников: 38 Studios (2006; Kingdoms of Amalur) и Paragon (2007; City of Heroes).

847bcb1.jpg

Не обошло игровое поветрие и крупных паблишеров: в декабре THQ начала оформление процедуры банкротства. Проблемы у нее были и в прошлом году (если вкратце: плохой менеджмент и ставка на несколько рисковых проектов, включая Homefront, которые провалились в продажах), а весь 2012 мы наблюдали ее медленную агонию. К счастью, банкротство THQ не повлияет на выход Metro: Last Light и Company of Heroes 2 (и других ее громких игр) – активы паблишера вместе с правами на интеллектуальную собственность и студиями куплены инвестором (некая компания Clearlake Capital Group). На днях президент обанкротившейся компании, Джейсон Рубин, заверил всех, что это, цитирую, «не конец, а шанс начать все сначала». Таким образом, THQ получила заем и сможет выпустить в срок свои потенциальные хиты в 2013 году; есть шанс, что они «выстрелят», и студия сможет выкупить все активы обратно. Или нет шанса: ходят упорные слухи, что Ubisoft собирается перекупить все пожитки THQ и ведет переговоры на эту тему с Clearlake.

Уход ключевых фигур из гейм-индустрии

Осенью игропром покинули несколько знаковых фигур. Вначале индустрии помахали ручкой основатели BioWare, Рэй Музика и Грег Зичук (устали от игроделания, надоело), затем Клифф Блежински – главный дизайнер Epic Games (просто устал от Gears of War). Последний, впрочем, обещает вернуться с новым проектом в 2013. А вот его бывший начальник из Epic Games, Майк Каппс, распрощался с индустрией окончательно (тоже устал).

Free-to-play с человеческим лицом

В онлайновые игры, работающие по модели f2p, наконец-то стало возможно играть, не содрогаясь от копеечной графики и соответствующего геймплейного наполнения. Этот год подарил нам такие высокобюджетные MMO-проекты, как Blacklight: Retribution, Tribes: Ascend, Warface и Planetside 2. В 2012 стало окончательно ясно, что free-to-play –это будущее онлайнового гейминга. Поэтому чахнущая Star Wars: The Old Republic была вынуждена перейти на f2p, отказавшись от подписки (теперь начала цвести). Те, кто не поняли это, были наказаны долларом: разумеется, речь о Secret World от Funcom, которая недавно вынуждена была отменить абонентскую плату, (но за игру придется внести разовый платеж). И только левиафан World of Warcraft свысока смотрит на всю эту кутерьму с фритуплеем и посмеивается – пока ему ничто не угрожает (дополнение Mists Of Pandaria сделало свое дело). Пока не угрожает.

Кстати, не менее успешно себя чувствует и лучшая MMORPG этого года – Guild Wars 2, за которую нужно заплатить только один раз, при покупке дистрибутива.

Farming Simulator 2013

Ну и самый важный аргумент в пользу ренессанса компьютерного гейминга: выход новой версии симулятора тракториста, созданного немецкой Gigants Software. Игры про то, как фотореалистичные тракторы осваивают целину германщины. Между прочим, сэндбокс!

5470d84.jpg

Пока на ПК выходят ТАКИЕ – не побоюсь этого слова – игры (да их еще и, судя по статистике в Steam, кто-то покупает), индустрии ничего не угрожает. А вот у консолей в 2012 наметились проблемы – и об этом поговорим во второй части подведения итогов.

Ну что же, предполагаемый конец света так и не наступил (к разочарованию некоторых экзальтированных личностей), поэтому можно со спокойной душой подвести итоги уходящего года в игровой индустрии. Речь пойдет не о тех или иных играх года, а о тенденциях развития и знаковых событиях игропрома в целом. В этой статье поговорим о компьютерном гейминге, в следующей – о консольном и мобильном.

По дате По рейтингу
Комментарии 0
Нет результатов.
Тоже интересно
Активные пользователи
Обсуждаемые игры
Топ пользователей
Топ 20 игр