Вход Зарегистрироваться
Танец с драконами – обзор Dragon Age: Inquisition
2
1
0
Играть-бояться!

Играть-бояться!


Sergeewitch Sergeewitch
1051
0
0

В Dead Space играют настоящие мужчины. Трус не играет в Dead Space…

В советском мультике про котенка по имени Гав был такой эпизод. Персонаж (кажется, щенок) подошел к котенку и спросил: «Что ты тут делаешь?», котенок ответил: «Боюсь». Продолжение диалога просто гениально: «А давай бояться вместе...».

Вместе бояться действительно интереснее, но это, к сожалению, не получится при прохождении survival horror Dead Space. Ибо страх − чувство настолько индивидуальное, что любое групповое его переживание способно радикально сместить акценты: где было страшно, там станет смешно, а то и вовсе скучно.

Речь не о массовой истерии, охватывающей целые страны или континенты, речь о глубинных, подсознательных реакциях на определенные обстоятельства.

Причины гениальности

f2e8616.jpg
Если говорить непосредственно о Dead Space, то в лице игры мы получим ужас анатомированный, лежащий на операционном столе геймплея. Данный продукт гениален по ряду причин.

Причина первая − протагонист перемещается среди мрачных коридоров звездолета «Ишимура» в абсолютном одиночестве (мутанты-некроморфы не в счет). Дело в том, что обычно всевозможные прогресс-бары, датчики, счетчики и миникарты ставятся разработчиками по углам интерфейса, и игрок в глубине души уверен в существовании некой преграды между агрессивной средой игровой локации и ним самим. То есть плоскость монитора выполняет роль прозрачного щита. В театре такой щит назвали бы «четвертой стеной».

Если игра сделана с видом от третьего лица (как, например, в Dead Space), значит в процессе принимают участие две личности − протагонист и сам игрок (вместе бояться веселее, помните?). Иначе кто же тогда видит тикающие и сверкающие примочки в углах экрана, если не сам геймер?

Для избавления от приевшейся тандемности «игрок – протагонист» потребовался недюжинный гений специалистов студии Visceral Games. Все входящие сообщения и подсказки высвечиваются на прямоугольной проекции перед лицом протагониста. Для сохранения игры не нужно выходить в меню − по территории «Ишимуры» спорадически размещены консоли, подсвеченные специальной иконкой. Датчик уровня здоровья оформлен в виде люминесцентной хорды на спине героя и является частью его костюма, а счетчик зарядов отображается непосредственно на оружии.

За ненадобностью выбросили и яркие точки с крестиками, помогающие целиться. Казалось бы, детали мелкие, но в то же время меткие: игрок проваливается в Dead Space со всеми ментальными потрохами, никаких «четвертых стен» между игрой и реальностью. Поэтому страшно.

Вторая причина гениальности Dead Space заключается в соблюдении психологических канонов хоррора. Разработчики приняли к сведению, что страх должен быть иногда внезапным, а иногда предваряться нагнетанием соответствующей атмосферы или переменой звукового оформления. Вплоть до того, что игровые монстры призваны оставаться непохожими на людей, но при этом иметь четко выраженные антропоморфные черты. Добавьте сюда оформление интерьеров в духе фильма «Чужой» и потоки гнойных жидкостей из простреленных конечностей мутантов, которые, в свою очередь, жутко рычат и визжат, словно чувствуя боль (но мы-то знаем, что это не так).
8f2f3f9.jpg
Экшен в игре перемежается относительно спокойными эпизодами, но происходят такие перемены не настолько часто и не настолько явно, чтобы игрок успел заскучать, а его нервы перестали вибрировать от напряжения. Преподнесение сюрпризов ожидает на каждом шагу: здесь на голову свалится человеческий труп, там, в свете фонарного луча, мелькнет чья-то тень. Пришедший невесть откуда холодящий кровь звук вынуждает героя замедлять шаг и внимательнее смотреть по сторонам: не обязательно появится монстр, просто игра включает древние инстинкты.

Уже на основании вышесказанного Dead Space заслуживает отличную оценку: незаурядность продукта видна практически во всем, вплоть до мельчайших деталей. «Мертвый космос» имеет собственный стиль и передает геймеру незабываемые ощущения. Договоримся сразу: игра проходится одним игроком, ночью и в темноте. Переживания проберут настолько сильно, что к утру комнату придется долго проветривать.

Люди на грани
Итак, в 2507 году запасы полезных ископаемых на Земле истощились, однако люди проявили изобретательность и начали строить огромные звездолеты-потрошители, основное назначение которых − найти в глубинах космоса подходящую планету и добыть полезные залежи из ее недр. С одним из таких «потрошителей» (под названием «Ишимура») резко прервалась связь.

Для расследования событий всемогущая Корпорация отправляет на место происшествия челнок «Келлион». Вступительный ролик игры показывает выход челнока на орбиту ресурсоносной планеты, попытку стыковки с «Ишимурой» и последующее крушение.

Ролик сделан на движке, но картинка для игры 2008 года выпуска выглядит весьма привлекательно. Особое место в игровом антураже занимает освещение. Посему выставлять низкое качество видео категорически запрещается (немалые объемы воды на мельницу устрашения льет эффектная игра света и тени).

Сам игровой процесс начинается уже после кораблекрушения, в неприветливом нутре «потрошителя». После неожиданного нападения некроморфов в живых из всего экипажа челнока остаются трое: инженер Айзек Кларк, капитан Хэммонд и обворожительная Кендра Дэниэлс (ее профессия не имеет значения в виду ее внешности). Играть придется за Айзека, который облачается в жутковатого вида футуристический скафандр со светящимся забралом и отправляется в путешествие по опасным туннелям и отсекам «Ишимуры».
895163e.jpg
Привести разбитый челнок в работоспособное состояние невозможно − принимается решение ремонтировать «Ишимуру». А ремонтировать эту громоздкую развалину совсем непросто: опасность таится за каждым поворотом и в каждом темном уголке. Со временем обнаруживаются уцелевшие: например, ученый «Ишимуры», ухитрившийся спрятаться от некроморфов в особо прочных отсеках.

Отстреливаясь на ходу

Сюжет Dead Space разбит на двенадцать глав и припорошен парой щепоток любви и предательства. Первая кинематографическая ассоциация, возникающая при прохождении игры, − фантастический фильм «Пандорум».
b83623d.jpg
В игре присутствуют различные виды оружия (сначала дается бестолковый резак, но потом появляются дельные стволы). Скафандр и вооружение поддаются апгрейду. Битвы с монстрами преподнесены весьма реалистично: брызжет гноем и взрывается именно то место, в которое произведен выстрел (для убийства некроморфа рекомендована стрельба по конечностям − проклятые твари сохраняют задор даже с оторванными головами). Закончились боеприпасы − не беда, потому что пуля − дура, а штык − молодец.

Избить чудище можно и беспатронной пушкой, пользуясь ей как дубинкой, − очень зрелищный поединок получится! Почему поединок? Если некроморфов два или больше, рукопашная схватка с ними обречена на провал.

Что радует, поверженные враги не сливаются с текстурами и не исчезают, их можно вполне реалистично растоптать или пнуть: мертвые тела подчиняются законам физики, по крайней мере, на уровне тряпичных кукол. В Crysis 2, например, с мертвецами ничего нельзя поделать − они превращаются в часть интерьера и растворяются на свежем воздухе, хотя «Кризис» и принято считать одной из вершин технической реализации авторских замыслов. Тем приятнее встретить в менее популярной Dead Space такое внимание к вещам, которые хоть и второстепенны, но почти всегда заметны.

Помимо прочего, геймплей инкрустирован стазис- и кинезис-модулями, которые при подключении к скафандру главного героя позволяют замедлять объекты или перемещать их по воздуху (замедление пригождается при столкновениях с особо резвыми мутантами, а кинезис можно использовать по-разному, даже при решении головоломок).

Первое событие с использованием стазиса − проход Айзека сквозь поломанную дверь, открывающуюся и закрывающуюся с большой скоростью, поэтому без замедления в дверной проем не проскочить.

Подпорченное здоровье восстанавливают стандартные аптечки (для получения некоторых из них нужно разбивать ящики со светящимся индикатором на крышках или обыскивать нехитрые предметы космической мебели).

По всем локациям спрятаны кредиты. Если накопить их в достаточном количестве, можно купить либо починить оборудование и стволы.

Интеллектуальный мертвый космос

Что интересно, в Dead Space удачно сбалансированы кровавые экшен-сцены, отдающие отвязным трэшем, и моменты, требующие интеллектуальных усилий. «Мертвый космос» − классика жанра, бесспорно качественный продукт с «недетским» возрастным рейтингом (оно и понятно − столько крови и чудищ). Движок Visceral Engine не балует детальными текстурами, но в остальном достоин восхищения: реалистичные движения персонажей и предметов, достоверное освещение, физика, спецэффекты − все на очень высоком уровне.

Фантазия разработчиков породила целый бестиарий некроморфов, уникальную стилистику локаций и сравнительно широкий арсенал (плюс апгрейды). Для поддержки реиграбельности авторы сделали возможным перенос профиля персонажа и добавили некоторые дополнительные опции (во время повторного прохождения игры, скажем, станет доступным скафандр пятого уровня прочности). Конечно, «Ишимура» − не то место, в которое хочется вернуться, но игра вполне заслуживает реплея.

Наличие у Dead Space стольких достоинств отнюдь не свидетельствует о том, что здесь не к чему придраться. Некоторых игроков озадачат не совсем удобное управление и дополнительные функции, слабо вяжущиеся в нашем сознании с геймплеем survival horror, а кое-кому наверняка будет досаждать непривычный обзор (камера расположена не прямо над Айзеком, а позади его правого плеча). Кто-то ринется сравнивать прогулки без гравитации с аналогичным эпизодом в Crysis (в пользу крайтековского шедевра, разумеется).

Однако на фоне преимуществ Dead Space подобные претензии будут выглядеть гротескно-мелочными, тем более что ко всем кажущимся неудобствам игры привыкаешь минут через десять-пятнадцать. Все, что происходит потом, − сплошное наслаждение!

В отличие от многих жанровых собратьев, Dead Space содержит интересный сюжет, разбитый на 12 глав. Основная сюжетная линия такова: после прерывания связи с ресурсодобывающим космическим кораблем «Ишимура» к месту его дислокации направляется челнок, практически весь экипаж которого в скором времени гибнет при различных обстоятельствах. Несмотря на таящуюся в мрачных коридорах гигантского звездолета угрозу, главный герой, техник по имени Айзек Кларк, пытается восстановить работоспособность «Ишимуры», чтобы те немногие, которым удалось выжить, получили шанс вернуться на Землю.

По дате По рейтингу
Комментарии 0
Нет результатов.
Тоже интересно
Активные пользователи
Обсуждаемые игры
Топ пользователей
Топ 20 игр