Вход Зарегистрироваться
Танец с драконами – обзор Dragon Age: Inquisition
2
1
0
Дивный Новый Мир без Утопии

Дивный Новый Мир без Утопии


Обзор Sid Meier’s Civilization 5: Brave New World
Sergeewitch Sergeewitch
1188
0
0

Для начала предлагаю вспомнить, чем же нас радовала версия Gods and Kings. Прежде всего, пошла на пользу доработка баланса — скажем, дальнобойные арбалетчики перестали после апгрейда превращаться в аркебузиров, юнитов ближнего боя. Да и прочность юнитов с городами в целом возросла, что сделало ранние раши более трудоемким занятием. А введение института религии наконец-то отделило мух от котлет, то есть дела веры от дел культуры. Принцип работы религии оказался простым — кто раньше встал, того и тапки. Храмы вместе со всякими стоунхенджами перестали давать очки культуры, заменив их очками веры. Выглядит логично.

Однако если Gods and Kings — дополнение с преимущественно средневековой тематикой, то Brave New World разнообразит новое и новейшее время. Несмотря на то, что аддон вышел в десятых числах июля, конструктивной информации по нему в обзорах нет до сих пор. Такое впечатление, что рецензенты опирались исключительно на превью и предрелизную рекламную завлекуху. Дело ясное, обзоры нужны к сроку, их волна схлынула, оставив после себя пустой пляж. Хоть и с опозданием, попробую исправить ситуацию.

Культура и туризм

Итак, в «шапке» игрового окна появился новый значок - «чемодан», обозначающий очки туризма. Туризм в корне меняет механику культурной победы. Если раньше мы строили проект «Утопия», для чего требовалось открыть пять веток общественных институтов, то теперь культурную победу обеспечивает полное доминирование вашего турбизнеса над турбизнесом соседей. Причем, очки культуры служат «щитом» от вражеского влияния, а очки туризма - «мечом». Чемоданная бухгалтерия также учитывает ряд побочных факторов — открытые границы, союзнические отношения и т.д. Как по мне, решение не менее спорное, чем Утопия.

Отныне некоторые чудеса (включая чудеса древнего мира — например, Александрийская библиотека) содержат в себе ячейки шедевров: литературных, изобразительных и музыкальных. И если раньше деятели культуры были представлены просто великими артистами, то теперь у каждого артиста своя специальность.

ec3a37f.gif

Творцы создают шедевры, которые нужно помещать в соответствующие ячейки при чудесах. Скажем, шедевр литературы, помещенный в слот Александрийской библиотеки, дает +1 к туризму. Примет шедевры и Дворец (легкий реверанс в сторону первых «Цивилизаций» - впрочем, не единственный). С открытием археологии очки туризма можно получать от извлеченных из-под земли артефактов. Самое сильное место новой культурной победы — перемещение шедевров из одного города в другой. То есть, взятие врагом города с чудесами не обязательно поставит крест на культурной победе. Вот, пожалуй, единственное выгодное отличие туристической модели от утопической. В остальном, повторюсь, замена спорная.

Торговля

Вроде и не скажешь, что в предыдущих версиях Civilization V экономику обошли вниманием, все-таки глобальная стратегия, не хрен собачий. Однако с появлением караванов ситуация стала более реалистичной (а потому неоднозначной). Оперируя караванами, вы ввязываетесь в запутанную игру: с одной стороны, отправка каравана к соседу — это гарантированная прибыль, с другой стороны, через груженых товаром верблюдов ваш сосед может получать очки науки, а также усиливать давление своей религии (особенно если у вас религии нет). Калитка работает в обе стороны. Иногда получается так, что ваш же караван, на который деньги и «молотки» трачены, служит ослаблению ваших позиций на международной арене. А совсем без каравана не получится — не будет своих, так соседские придут. Самым логичным в такой ситуации было бы использовать сугубо денежные пути (без этих, знаете ли, «диалогов культур»), заодно пуская караваны между собственными городами (подвоз «молотков» при долгострое и пищи при голоде очень помогает).

6555afa.jpg

Главная проблема новой торговли не в том, что караваны можно грабить (почему бы нет?), а в том, что каждый торговый путь работает циклами по 30 ходов. Иными словами — назначил караван к каким-нибудь гуннам и, если по пути не встретятся лихие разбойнички, прослужит лавочка весьма долгое время. А когда, скажем, с гуннами воевать надо, терпи убытки. Тридцатиходовые циклы портят концепцию караванов, делая ее до ужаса неповоротливой. Зато в мультиплеере развитая караванная торговля — удачный способ смягчить разрывы в развитии, побудить к командной игре и миролюбию.

Всемирный конгресс

Если в отношении новой торговли направленность на мультиплеер можно только предположить, то дипломатия Brave New World метит аккурат в партии между живыми игроками. По сути, Всемирный Конгресс — это адова бездна махинаций, которая в определенных условиях любую фракцию выведет из грязи в князи. При голосованиях решающим фактором служит старый добрый сговор, что является колоссальным подспорьем, а также источником лулзов для мультиплеера и причиной чудовищной попоболи при игре против ИИ. Унижение дипломатическое отличается от военного тем, что зачастую нечем крыть.

60f6b7c.jpg

Всемирный Конгресс запускает нация, встретившая остальные фракции и первой открывшая печатный пресс. На Конгрессе инициатор получает 2 голоса, остальные — по одному. Количество голосов зависит от населения, союзников, завоеваний и некоторых чудес. Например, Запретный Дворец дает +2 голоса. Едва половина наций войдет в Атомный век, Конгресс автоматически реорганизуется в ООН, добавляя тем самым привычную опцию выбора мирового лидера (путь к дипломатической победе, если что). Как бы там ни было, на выходе получаем действенность дедовского способа «набора голосов» - вкачивать науку, клепать современные войска и уничтожать города-государства заодно с несговорчивыми соседями, которые при возможности обязательно провернут какую-нибудь дипломатическую махинацию у вас за спиной.

Проще говоря, в мультиплеере свобода выбора делает Конгресс интересной штукой, посредством которой игрок получит результат его отношения к оппонентам. Но если играешь против компа с его краплеными картами, то всякую свободу выбора будешь интуитивно подавлять, устанавливая настоящий диктат, при котором твое доминирование подкреплено оружием. Не совладаешь — раздавят.

Новые нации

a732e0b.jpg
Вот здесь начинается самое интересное — свежие фракции получили набор, прямо скажем, экстраординарных перков. Всего новичков девять, но подробней я остановлюсь на тех нациях, которые опробовал в деле.

Марокко, Португалия и Венеция ориентированы на сильную экономику. Из этой тройки (да и вообще из всей игры) Венеция выделяется тем, что не может тренировать поселенцев. Зато с появлением венецианского купца доступна аннексия городов-государств (за деньги, разумеется, и только со статусом марионеток). На практике это значит вот что: Венеция всасывает на старте любому соседу с сильными ранними войсками, ибо в ожидании уникального юнита игрок займется «отжором» своего моногорода через Традицию, других вариантов нет, а в Традиции лишь один бонус из пяти связан с войной (вернее, с обороной). Несомненно, Венеция является самым слабым выбором в мультиплеере. Рассчитывать на покупку мощной армии в первые 100 ходов не приходится — строительство караванов отнимет время и «молотки», варвары еще будут назойливы, поэтому воспользоваться своими экономическими бонусами к приходу гуннских таранов или греческой фаланги венецианский дож просто не успеет. Второе место по бесполезности можно отдать Индонезии. По два халявных ресурса роскоши от трех заморских колоний — это сработает лишь на островной карте.

Новые условия культурной победы породили Бразилию с ее королем Педру Вторым. Во время золотого века в Бразилии стартует карнавал, дающий множитель 2 к очкам туризма и +50% к скорости генерации великих людей. Если первое — крепкое преимущество, то второе выглядит халтурой — золотой век недолог, а полуторный прирост гениев de facto не будет решающим без бонусов от чудес, общественных институтов или национальных перков (таких как +50% к появлению великих ученых у Вавилона). Да и со «смайлами» ситуация в Brave New World ужесточилась: войну без +20 настроения даже не начинайте, к восстаниям черниговских полков приводят уже 10 красных «смайлов» (а не 20, как было раньше), к тому же каждый балл недовольства отнимает 2% от всего — мощи армий, производства, денег, культуры.

Польша выглядит запоздалым визитером. Еще бы, ее перк с получением бесплатного общественного института при переходе в каждую новую эру ох как подсобил бы при старой модели культурной победы — считайте, целая ветка даром. Но теперь это пригодится разве что для научной победы.

4e9bfd2.jpg

По-моему, самую экстравагантную специализацию получили шошоны. Я говорю не о дополнительных тайлах при основании городов, нет. Я говорю об уникальном юните шошонов — следопыте. Посещая руины следопытами, вы вольны выбирать бонусы, но тут все зависит от везения. Игра в индейскую рулетку либо даст колоссальный буст в начале партии, либо не даст ничего, кроме обычной разведки местности. Зато при известной доле везения можно отхватить три-четыре халявных технологии (заметьте, в первые 10-15 ходов!), а то и людьми разжиться — как вам, например, понравится столица с населением 6 на 28 ходу при средней скорости игры?

804b84a.jpg

Короче, бонус воистину могучий, но чтоб он сработал, необходимо везение, полагаться на которое в пошаговой стратегии абсурдно.

Остальные две нации, Ассирия и Зулу, наделены типично военными перками, причем зулусы выглядят отчасти интересней Германии: +25% опыта и -50% содержания для юнитов ближнего боя — ну чем не заявка на победу Черного Властелина?
83ca1d3.jpg

Итог

В ученой среде существует такое понятие как научная картина мира. Полотно это пишется не красками, а взаимосвязью теорий, объясняющих природу. Научный прогресс устроен таким образом, что каждая новая теория, признанная достоверной, не рушит, а лишь дополняет собой общую систему знаний, то есть — научную картину мира.

Примерно таким же образом, по моему мнению, должны работать DLC в играх. Что характерно, таким образом и работает «Дивный новый мир». Не перестает удивлять тяга разработчиков ко все более полному пониманию мира людей, его законов и взаимосвязей. Работа над приданием «Цивилизации» объективности сквозит в каждой мелочи — открываешь, скажем, окно общественных институтов и замечаешь, что со старта стали доступны не только Традиция, Воля и Честь, но и Набожность, затем приходит понимание, что «давно пора, стало правильней». То же самое касается основных нововведений аддона.

783f458.jpg

Честное слово, характерные для громоздких стратегий баги можно вообще не брать во внимание, обновленная «Цива» и с ними смотрится органично. В конце концов, осталось не так уж много игр, за которыми можно проводить ночи напролет.

Об играх Сида Мейера принято говорить, как о чувствах верующих — либо только хорошее, либо вообще ничего. Оно и понятно: пока остальные TBS катятся в тартарары, Civilization остается лучшей пошаговой стратегией в мире. И каждый новый аддон заставляет воспринимать игру на все более серьезных щах. По-моему, последнее дополнение, Brave New World, с горем пополам придало игре целостность — как с механической, так и с концептуальной стороны.

По дате По рейтингу
Комментарии 0
Нет результатов.
Тоже интересно
Активные пользователи
Обсуждаемые игры
Топ пользователей
Топ 20 игр