Вход Зарегистрироваться
Танец с драконами – обзор Dragon Age: Inquisition
2
1
0

Цифровая дистрибуция игр


Volodich Volodich
1113
0
0

Экспансия цифры: про Steam, Origin и цифровую дистрибуцию
На заре двухтысячных о цифровом распространении контента не могло быть и речи, ведь в Интернет мы тогда ходили по диал-ап модему, платили за каждый час пребывания в сети, а с черепашьей скоростью соединения о закачке чего-либо и думать не хотелось. Поэтому приходилось покупать новинки игропрома в соответствующих магазинах. Однако уже тогда одна дальновидная игровая компания решилась на смелый шаг: создать цифровой магазин игр. Коллеги по игровой индустрии крутили пальцем у виска и посмеивались, но разработчики из Valve (а это были именно они) упрямо гнули свою линию. И вот, спустя десять лет, сервис Steam имеет около тридцати миллионов зарегистрированных аккаунтов и задает направление развития всему цифровому рынку.

Steam – все для народа!
Сервис Steam был создан компанией Valve в 2002 году (точнее, тогда прозвучал его анонс на девелоперской выставке GDC). Однако полноценный запуск состоялся только в 2004 году, когда вышел шутер Half Life 2. Его одиночная игра требовала обязательную установку клиента Steam, поэтому фанатам Гордона Фримена (которых, учитывая шедевральность сиквела, было немало) пришлось в добровольно-принудительном порядке познакомиться с вэлвовским сервисом. А знакомиться, признаюсь честно, очень не хотелось – первые версии клиента радовали нас постоянными зависаниями, багами и вылетами. Да и интерфейс сервиса был довольно громоздким и неповоротливым, но с каждым годом он (как и сам клиент) совершенствовался, поэтому сегодня навигация в Steam очень удобная и продуманная, а общение с магазином происходит без зубовного скрежета.
16f2ef6.jpg

Поначалу торговля велась исключительно вэлвовскими играми, но уже в 2005 году в «Стиме» появились первые игры от сторонних разработчиков (Rag Doll Kung Fu и Darwinia). Цифровая модель распространения позволила существенно снизить конечную стоимость релизов (нет надобности в печати дисков, изготовлении коробок и затрат на продажу в розничных сетях). К тому же, именно в середине двухтысячных наконец стал доступен недорогой и быстрый Интернет, который и поспособствовал стремительному росту стимовских продаж. Поэтому не удивительно, что розничные сети начали вымирать, как мамонты, и в настоящее время крупных магазинов, торгующих играми, практически не осталось.

До развития цифровой дистрибуции у игроделов было всего два варианта творческого пути. Первый заключался в работе на крупного издателя и, соответственно, выпуске всякого мэйнстрима, который гарантированно раскупит сферический геймер в вакууме. Второй вынуждал сидеть в глубоком андеграунде и ваять оригинальные игры, которые никто не издаст, ибо рискованно. Но цифровое распространение позволило напрямую взаимодействовать разработчикам и игрокам, оставив не у дел жадного издателя. А учитывая дружелюбную политику, проводимую сервисом Гейба Ньюэлла по отношению к независимым проектам, очень скоро в Steam появилось множество инди-игр.

Поначалу Steam работал только для западных игроков, но уже в 2011 году сервис стал доступен и на постсоветских просторах, причем выяснилось, что делать покупки русским игрокам в нем так же выгодно, как и забугорным.

Отличительной особенностью Steam является система скидок, величина которых может достигать от 50 до 75 процентов! Причем такие распродажи проводятся регулярно (в выходные и праздничные дни), поэтому не удивительно, что Steam держит не первый год звание лидера цифровой дистрибуции. И как бы не верещали другие цифровые магазины (например, Origin) про то, что такие скидки губят труд игроделов, заставляя геймеров откладывать покупку новинки, упрямая статистика утверждает обратное.

Изначально сервис задумывался только как магазин игрового контента, но довольно скоро превратился в полноценный социальный портал, со своим комьюнити (по состоянию на 2008 год – 15 миллионов пользователей), персональными страницами игроков, чатом, игровыми серверами и т.д. Однако Гейб Ньюэлл и его команда на этом не собираются останавливаться – так, например, в ближайших планах Valve: запуск сервиса Big Picture Mode. Он позволит наслаждаться стимовскими играми, сидя перед экраном любимого телевизора с джойстиком (для этого разрабатывается специальный ТВ-интерфейс).
fb348eb.png

А 11 июля Valve анонсировала запуск нового сервиса Steam Greenlight, который позволит существенно расширить функциональность Steam Workshop (сервиса по обмену модами между пользователями). Независимые разработчики смогут выставлять на суд стим-комьюнити свои игровые проекты, концепции будущих игр или идеи. Соответственно, именно пользователи Steam и определят судьбы этих разработок, голосуя за выставленные кандидатуры – удачные проекты будут изданы в сервисе Steam. Такой политикой Ньюэлл со товарищи убивают сразу двух зайцев: во-первых, избавляют себя от работы по фильтрации нескончаемой лавины инди-проектов, захлестнувших «Стим», во-вторых – пробуют себя на ниве краудфандинга (коллективного сбора средств на выпуск игр).

Последний шаг крайне логичен, учитывая небывалую популярность сайта kickstarter, пользователи которого финансируют разработку перспективных игр. Однако в случае с Valve получается, что компания не хочет упускать потенциально прибыльные проекты уровня Minecraft (первая инди-игра, продавшаяся тиражом в 10 миллионов экземпляров!), поэтому готова их профинансировать. Ожидается, что Steam Greenlight будет запущен в первых числах августа, а поучаствовать в проекте сможет любой разработчик, предоставивший логотип, описание, системные требования, одно видео и четыре скриншота будущей игры. Пока «зеленый свет» может быть дан только Windows-проектам, но это, как подчеркивает Valve, только начало.

Не забывает Ньюэлл и про линукс-пользователей: с 2011 года Valve занимается портированием Steam под операционную систему Ubuntu (версии 12.04); узнали мы об этом только в апреле этого года, когда прозвучал официальный анонс. Причем речь не идет об использовании микрософтовских библиотек Wine – делается полностью нативное приложение (не секрет, что Ньюэлл люто ненавидит Windows и Microsoft, хотя в 90-е сам работал на дядюшку Билла). Первой вэлвовской игрой, в которую смогут поиграть линуксоиды, станет шутер Left 4 Dead 2 (затем планируется выпуск Half Life 2 и Portal 2).

Сейчас Ньюэлл активно курирует весь процесс портирования и обещает, что работы завершаться до конца 2012 года, хотя точных сроков не называет. Весь функционал клиента «Стим» уже реализован на Ubuntu, и основную сложность для девелоперов на финальном этапе представляет оптимизация видеодрайверов OpenGL, поэтому в июле Valve объединила усилия с Intel, разработавшей открытые драйверы для Linux. Такими темпами, вполне возможно, что Ньюэлл пересадит часть «стимовцев», вынужденных сейчас пользоваться Windows, на Ubuntu – учитывая невероятную популярность сервиса Steam, в этом не приходится сомневаться.

Origin – сервис эпохи раннего палеолита
Вторым крупнейшим сервисом игровой дистрибуции является Origin (детище EA Games), запуск которого состоялся в 2011 году, когда EA Games сообразили, что можно продавать игры напрямую, не прибегая к услугам посредников (Steam). Игровой ассортимент состоит исключительно из EA-тайтлов, благо закрома «электроников» ломятся от проектов самых разных жанров.
11d952b.jpg

Сервис ведет драконовскую ценовую политику (никаких 75% скидок в стиле Steam), но это не помешало ему за первый год работы принести EA Games 150 миллионов долларов прибыли. А секрет прост: все новейшие хиты (Mass Effect 3, Battlefild 3, Star Wars: The Old Republic) продавались в цифровом виде исключительно через Origin. Показательно, что сейчас сервис предлагает как коробочные, так и цифровые версии. Но недавно главный руководитель EA Games, Франк Гибе, заявил, что в будущем компания полностью перейдет на цифровую модель распространения игр.

Пока что Origin является неповоротливым монстром, каким был Steam на заре своей молодости: медленная работа, малый функционал и плохая оптимизация клиента. Не лучше в этом плане обстоят дела и у других сервисов дистрибуции, доля которых на цифровом рынке пока что очень мала. Отдельно упомяну GOG (ассортимент которого составляют винтажные игры безо всякой защиты) и Desura (продает дичайшие инди-поделки – лютый андеграунд игропрома).

Что же дальше?
Вполне возможно, что лидерство Steam в цифровой дистрибуции продлится не долго, ведь крупные игровые издатели (Ubisoft, Activision) начинают все больше и больше задумываться о создании своих собственных магазинов, подобно «отступникам» EA Games – проценты-то за посредничество отстегивать никому не хочется. А учитывая, что своих эксклюзивов у Valve мало, становится понятно, почему Steam налегает на краудфандинг. Так или иначе, ясно одно – цифровая дистрибуция пришла в нашу геймерскую жизнь всерьез и надолго, и еще через несколько лет мы будем воспринимать диски как пережиток прошлого. А игроки уподобятся нынешним хипстерам, которые сейчас охотятся за виниловыми записями. Поэтому не спешите выбрасывать коробочные игры – кто знает, может лет через десять-двадцать они станут коллекционным раритетом.

Еще лет двадцать назад казалось, что компакт-диски пришли в игропром всерьез и надолго; лет десять назад мы были уверены, что ДВД – самый продвинутый формат хранения данных; а сегодня мы не верим ни во что, кроме цифровой дистрибуции игр.
По дате По рейтингу
Комментарии 0
Нет результатов.
Тоже интересно
Активные пользователи
Обсуждаемые игры
Топ пользователей
Топ 20 игр