Вход Зарегистрироваться
Танец с драконами – обзор Dragon Age: Inquisition
2
1
0
Catherine: овца я дрожащая иль право имею?

Catherine: овца я дрожащая иль право имею?


PaulWeston PaulWeston
951
0
28

Ни для кого не секрет, что самые шизоидные игры (Katamari, No More Heroes, Killer 7) производятся исключительно японцами. А признанным мастером в этом деле считается Гоичи Суда. Однако настоящее японское безумие гнездится не в туманном мире Silent Hill, не в ярмарочном балагане Lollipop Chainsaw, не в буффонаде Bayonetta, а в недавней Catherine, выпущенной японской студией Atlus, прославившейся ролевой серией Persona.

27c623f.jpg

Catherine очень сложно отнести к определенному жанру – скорее, это пестрая амальгама из визуальной новеллы, симулятора свиданий, хардкорной головоломки и хоррора. Причем вся эта, на первый взгляд, эклектика выстраивается в единое цельное повествование, оторваться от которого просто невозможно. Выпускать в наше время такую рисковую, экспериментальную игру на консолях (по меркам современного геймдева) – чистой воды самоубийство! Тем более что за эпатажной оболочкой атлусовского творения скрыта «взрослая» сердцевина.

Паршивая овца

Главный герой – американец Винсент Брукс, рядовой работник IT-отдела. Лентяй, тряпка и алкоголик. Вся жизнь этого 32-летнего мужчины (хотя, выглядит он лет на 20) крутиться в замкнутом мирке: работа, съемная квартира, посиделки с друзьями в баре «Бродячая овца». Удивительно, но у него даже есть девушка Кэтрин (Kathrine, одного с ним возраста), с которой он встречается уже пять лет.

aa56365.jpg

Она прямая противоположность Винсента – карьеристка, трудоголичка, да и просто строгая зануда в очках, бубнящая без устали о том, что пора бы Бруксу, остепениться, узаконить отношения и повзрослеть. С последним, впрочем, у главного героя действительно пока не складывается – ну не хочет он брать на себя груз ответственности, иметь детей и становиться полноправным членом общества. Гораздо приятнее напиваться вусмерть с такими же великовозрастными оболтусами, как он, в «Бродячей овце» и продолжать лелеять детскую мечту о полетах в космос.

b4e9dcc.jpg

Однажды наш нетрезвый герой, сидя поздним вечером в баре, встречает прекрасную незнакомку, которую, по странному стечению обстоятельств, тоже зовут Кэтрин (Catherine). Ей 22 года, она – сногсшибательная волоокая блондинка, живое воплощение самых сокровенных грез Винсента. Раскованная, сексуальная, веселая и общительная особа. В общем, очнулся протагонист уже утром в своей квартире, лежа в постели с обнаженной красавицей из бара. Судя по всему, Винсент изменил своей девушке, но вот деталей прошедшей ночи он не помнит. Да и, может, адюльтер – это к лучшему? В конце концов, овца он дрожащая иль право имеет? Пятилетние отношения Брукса погрязли в рутине бытовых ссор, взаимных придирок и обвинений, а тут Винсент встречает девушку, которая ничего не требует взамен, кроме пылких объятий. Так формируется любовный треугольник: герой мечется между двумя Кэтрин, пытаясь разобраться в себе, в своих чувствах и все больше запутываясь в вязкой паутине собственной лжи.

6184718.jpeg

Дело усложняется еще и тем, что каждую ночь Винсенту снятся кошмары, в которых ему приходиться карабкаться по башне из кубов, висящей над пропастью. Выясняется, что Брукс не единственный, кто видит такие тревожные сны – город окутывает череда необъяснимых смертей мужчин среднего возраста, которых находят мертвыми в постелях. Ситуацию усугубляют слухи, о том, что умершие незадолго до кончины мучались от ночных кошмаров. Поговаривают, что если ты умрешь во сне, то это произойдет по-настоящему – в чем Винсенту приходиться удостовериться лично.

Поначалу игра воспринимается как забавная трагикомедия положений (чему способствует анимэшный визуальный стиль и комические ужимки героев), выполненная в духе магического реализма (демоны и параллельные измерения). Намного позже приходит понимание того, что Catherine – это экзистенциальный хоррор о кризисе среднего возраста, о людях, которые, подобно овечьему стаду, предпочитают быть как все и не выделяться, об ответственности, взрослении и праве на счастье. Любовная история, обрамленная социальным и религиозным подтекстом, лишенная привычной пошлости, свойственной якобы «взрослым» играм (так что любители хентая, школьниц и тентаклей остаются не у дел).

Catherine нашпигована под завязку страхами среднестатистического мужчины: есть тут страх незапланированной беременности, страх прожить жизнь с нелюбимым человеком, страх измены и другие актуальные темы.

Впрочем, такая серьезность тематики накладывает существенное ограничение на геймерскую аудиторию – сполна прочувствовать посылы разработчиков смогут только те, кому за двадцать.

Он, как овца, был веден на заклание…

Структурно Catherine состоит из трех частей, сменяющих друг друга: интерактивных заставок, события которых происходят в дневное время; вечернего посещения бара, по которому мы свободно перемещаемся, выпиваем, беседуем с посетителями и общаемся с двумя Кэтрин посредством эсэмэсок и, наконец, ночных уровней-сновидений, где и разворачивается основной геймплей.

52c0732.JPG

На первый взгляд кажется, что локации с кубами-паззлами созданы лишь для того, чтобы разбавить великолепную историю некими игровыми манипуляциями (играем же, а не одно кино смотрим), однако это не так: головоломки настолько хорошо продуманы и реализованы, что возиться с ними одно удовольствие. Более того, уровни с кубами органично вплетены в повествование и вносят свою толику в развитие сюжета – а пытливый глаз заметит еще и богатую символику, насыщенную кросскультурными и религиозными отсылками (например, библейская, ассирийская мифология). Этим Catherine выгодно отличается от прочих визуальных новел (Heavy Rain, Farenheit), где геймплей притянут за уши.

8ff598d.png

Каждую ночь, находясь в сновидении, Винсент оказывается у подножия башни из кубов и должен вскарабкаться на самый ее верх. Прыгать он не умеет, поэтому приходится перемещать кубы, выстраивая лестницы и мосты. При этом мешкать не дают – основание башни медленно рушится, исчезая в бездне. Так выясняется, что в Catherine нужно основательно напрягать мозги, выстраивая путь к спасению Винсента – разработчики с каждым новым уровнем усложняют процесс, добавляя кубы с различными свойствами: одни служат как трамплин, другие рассыпаются под тяжестью Винсента, третьи выпускают шипы и т.д. К счастью, предусмотрены чекпоинты и можно отматывать время назад, если мы своими манипуляциями загнали героя в тупик.

0d1b6c6.jpg

Добравшись до вершины, Винсент оказывается на островке с разрушенным костелом, где он встречает других мужчин-участников, выживших в инфернальном забеге. Почему-то все они внешне выглядят как бараны. С ними можно попытаться поговорить: кто-то поделится наболевшим, а кто-то – подскажет новую тактику перемещения кубов, коих, к слову, существует около двух десятков. Но самое главное, что придется сделать Винсенту в церкви – это отправиться в некое подобие исповедальни, где нужно будет ответить на каверзные вопросы. Готов ли герой пожертвовать жизнью ради любимой? Свадьба – это конец или начало жизни? Лучше прожить яркую и короткую жизнь или длинную и скучную? Ответы на эти вопросы, а также отправленные в баре эсэмэски девушкам, и повлияют на одну из восьми концовок – напрямую выбрать даму сердца разработчики не дадут.

1d5dd5a.jpg

Позже события в ночных уровнях начинают все больше накаляться: к вершине башни карабкаемся не только мы, но и другие люди-овцы (в которых без труда можно узнать других посетителей бара), при этом все происходящее напоминает события фильмов «Куб» или «Пила» (персонажи борются за свое спасение, сталкивая конкурентов в пропасть). Но настоящим кошмаром для нас оборачивается встреча с громадными боссами, от которых придется улепетывать со всех ног. Все они олицетворяют подсознательные страхи Винсента и выглядят на редкость мерзостно (в хорошем смысле этого слова): полуразложившаяся невеста, механический младенец с бензопилой, зубастая вагина и т.д. Весь этот зверинец не только пытается разрезать, искромсать в клочья или раздавить героя, но и существенно мешает продвигаться к спасительной вершине. В такие моменты возня с кубиками превращается в адреналиновый штурм, в котором раз за разом побеждают не холодный расчет, а въевшиеся в подкорку рефлексы, а пальцы будто сами собой перемещают каверзные комбинации кубов, чтобы поскорее спастись от страшной твари.

При всей своей замечательности творение Atlus не лишено недостатков: головоломки местами излишне сложные (поэтому лучше не геройствовать, а играть на Easy); малое количество локаций (квартира, бар, суши-закусочная и кошмарное измерение);
не совсем удачные управление (легко свалиться в бездну) и ракурсы камеры на ночных уровнях. Да и музыкальное сопровождение излишне экспериментальное: техно-ремиксы на классику понравятся не каждому.

Волк или овца?

Catherine – это смелый десяти часовой эксперимент, которому тесно в привычных рамках устоявшихся игровых жанров. Кошмарно интересная игра, которая не стесняется ставить перед геймером заковыристые вопросы и давить на его эмоции. Чистый японский дистиллят, избавленный от наносных примесей западного игропрома.

Мужчина за тридцать, одетый в семейные трусы в розовый горошек, отчаянно карабкается вверх по фантасмагорическому нагромождению кубов. Вслед за ним ползет гигантская зубастая вагина на ножках, достойная полотен Босха. А вокруг суетятся люди-овцы, словно сбежавшие со страниц романов Харуки Мураками. И все это происходит под музыку из русской оперы Бородина «Князь Игорь».

Добро пожаловать в сюрреалистический мир самой безумной (но вместе с тем интеллектуальной) консольной игры 2012 года – Catherine!

По дате По рейтингу
Комментарии 28
Комментарий удален
Угу, чтобы с тем же проклятьем, но уже новыми героями.
0
Блин, а хотелось бы.
0
Хз. Пока молчат.
0
Вторая будет? )))
0
Дык, игруха вообще улет!
0
Я вот не люблю аниме, но даже с такой стилистикой мне понравилось.
0
Вот!
0
Японский, неяпонский. Какая вообще разница? Хорошая игра – и славно.
0
Вот в статье написано, что это японское, и тут в комментах, будто оно не всем понятно. Вот Silent Hill – да, а Catherine – наоборот, сюжет полностью проамериканский и понятный. С геймплеем согласен, но никаких подводных камней в понимании не обнаружил.
0
Тоже интересно
Активные пользователи
Обсуждаемые игры
Топ пользователей
Топ 20 игр